Основные течения социальной психологии
Страница 6

Психология » Основные течения социальной психологии

Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения - приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Сформулировано четыре основных закона научения: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.

Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования или позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека и любых процессов обучения, а также установления и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровнях. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений повышать предрасположенность организма к определенным реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига гласит: если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).

В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.

Согласно этой теории, каждый из нас находится "между двух огней", становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал - бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований общества, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т.д.). Душевное состояние1" человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятельность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и другие деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных процессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат единой цели - не перегружать сознание человека, не допускать в его область ту часть информации о самом субъекте и окружающем мире, которая противоречит моральным нормам. Несмотря на то что большая часть психической деятельности индивида происходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки человека.

Особая роль бессознательного связана с источниками социальной активности личности. Фрейд полагал, что центральной движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит"' в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются за пределы сознания. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Практические упражнения
ЗАДАНИЕ 1. Тест «Ведущая репрезентативная система» У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники м ...

Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Для развития самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126]. Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техни ...

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Деятельность — те специфические процессы, ко ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru