Основные течения социальной психологииСтраница 6
Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения - приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Сформулировано четыре основных закона научения: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.
Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования или позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека и любых процессов обучения, а также установления и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровнях. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений повышать предрасположенность организма к определенным реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига гласит: если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.
Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).
В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.
Согласно этой теории, каждый из нас находится "между двух огней", становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал - бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований общества, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т.д.). Душевное состояние1" человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятельность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и другие деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных процессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат единой цели - не перегружать сознание человека, не допускать в его область ту часть информации о самом субъекте и окружающем мире, которая противоречит моральным нормам. Несмотря на то что большая часть психической деятельности индивида происходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки человека.
Особая роль бессознательного связана с источниками социальной активности личности. Фрейд полагал, что центральной движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит"' в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются за пределы сознания. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики.
Гуманистический подход к организации обучения и воспитания
Теор осн: 1. лич-сть надо рассм-ть в единстве всех её сост-щих частей. В чел-ке нельзя разделить телесное и псих-ое, созн-ое и бессоз-ое, чувства и мысли (единство знаний и переживаний); 2. самый важный источник инф-ции о чел-ке – его S-ый опыт (т.е. непоср-но данные ему пережи-ия, ощу-ия, чувства); 3. чел-к по своей сути добрый (гуманн ...
Необходима защита
К сожалению, врачи не в силах предотвратить гемолитическую болезнь, если антитела уже продуцируются и проникают сквозь плаценту. Однако современные специалисты научились предотвращать саму вероятность продукции антител после первой беременности. В России любой женщине с отрицательным резус-фактором после первых родов (удачных или неудач ...
Этапы развития психологической науки. Какие три этапа
прошло психологическое знание в историческом контексте?
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период становления психологического знания.
Немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинн ...
