Стили и направленность семейных взаимоотношений

Психология » Роль семьи для детей в подростковом периоде » Стили и направленность семейных взаимоотношений

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных:

Стиль

Попустительский (либеральный)

Авторитарный

Демократический

характеристика

Отсутствие в семье всяческих отношений, отстранённость, отчуждённость, полное безразличие к делам и чувствам другого.

Безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, жестокость, агрессия, диктат, чёрствость и холодность.

Коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, - та, которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность семьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях – чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, непринимающих во внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих)-родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа "мой дом - моя крепость", а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.

Однако за известной динамикой отношений детей с родителями, хорошо описываемой формулой "обними, покрепче - пусти - отстань", просматривается несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с возрастом изменение функиий этих отношений.

Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки. Во- вторых - властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В- третьих - образцом и примером для подражания. Ну, а в- четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. [3,45]


Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ...

Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состо­яния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокиров ...

Диагностическое исследование межличностных отношений в процессе командообразования. Организация и обоснование методов исследования
Целью экспериментального исследования ставилось изучение межличностных отношений в группе в процессе командообразования. В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи эмпирического исследования: —исследование связи между внутригрупповыми отношениями и уровнем групповой сплоченности; —исследование взаимосвязи между вн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru