Мотивы и мотивационные системы
Страница 1

Мотив (от лат. Movere - «приводить в движение, толкать») - это:

1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) некий предмет (материальный или идеальный), побуждающий человека к деятельности и определяющий ее направленность;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;

4) то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий;

5) психологические условия, которые характеризуют частное, изменчивое отношение человека к предметам или явлениям окружающей действительности.

Механизмом возникновения мотивов является реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение объектов этой активности в мотивы. Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется; формами, которые они принимают; широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценки, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т.п. Одни из ее компонентов являются доминирующими, другие выполняют второстепенную роль.

Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Выделяют следующие функции мотивов:

1) побудительная;

2) направляющая;

3) функция смыслообразования, которая заключается в том, что мотивы придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл;

4) функция контроля над направленностью деятельности личности —эта функция осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения (А.В. Запорожец). Эта «эмоциональная коррекция» поведения происходит следующим образом: с помощью эмоций человек оценивает личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла собственным мотивам изменяет общую направленность своей деятельности.

Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой — функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним можно отнести мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, тревожность. Кроме них, личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи и агрессивность.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе
Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых-социолого ...

Управление мотивацией
Важнейшей функцией менеджера является мотивирование деятельности работников. Вообще принято считать, что обеспечение мотивации, составляет базу теории и практики менеджмента. Менеджер обязан уметь регулировать побудительные мотивы человека, понимая, что средствами мотивации могут служить не только деньги. Чтобы эффективно содействовать ...

Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»
Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами. По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется т ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru