Психология общении. Характеристика сторон общения
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Психология общении. Характеристика сторон общения

Человеч. отношения – общение, взмд-е людей, Многоплановость общения: 1) межличностные контакты (симпатия, антипатия); 2) соц. контакты; 3) межгрупповое общение. Поводы общения: 1) деловое, 2) личностное. Стр-ра общения: 1) коммуникативн. сторона (обмен инфо); 2) интерактивная (организация взмд-я м/д общающимися); 3) перцептивная (пр-сс восприятия и познания др.др.). Функции общения: 1) информативно-коммуникативная; 2) регулятивно - комм-ная; 3) аффективно - комм-ная. Общение как коммуникация. В ходе совместной д-ти люди обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроениями. Инфо формируется, развивается, лишь затем передается – интерсубъективный пр-сс: S S + осмысливание и понимание инфо. В пр-ссе комм-ции происходит псих. воздействие коммуникантов др. на др. Коммуникативные барьеры – соц.-психологич. влияние на ч-ка – соц., политич., религиозн., проф. различия – получается разная интерпретация понятий, разное мировоззрение. Причины: принадлежность партнеров к разным соц. гр., инд.-психологич. особенности общающихся. Вербальная коммуникация. – речь. Коммуникатор говорит – кодирует, реципиент слушает – декодирует. Модель коммуникативного пр-сса (Лассуэл): комм-р (кто?)– сообщение /текст (что?) – канал (как?) – аудитория (кому?) – эффективность (с каким эффектом?). Каждый элемент характ-ся св-ми, кот. м. повышать эфф-ть коммуникации. Невербальная комм-ция. Знаковые системы: оптико-кинестетическая – жесты, мимика, пантомимика (отображение эмоц. реакций). Пара – и экстралингвистическая – 1) вокализация; 2) паузы, покашливания, плачь. Проксемическая - организация пространства и времени: 0-45 см – интимная зона; 45-120 – персональная; 120-400 - социальная; 400-750 – публичная.

Межличностная перцепция

- восприятие ч-ка ч-ком. В отеч. л-ре "восприятие др. ч-ка" = "познание др. ч-ка". Это обусловлено тем, что специф. чертами восприятия др. ч-ка являются не только его физч. хар-ки, но и повед-кие, и формирование предст-й о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках + об отношениях м/д субъектом и объектом восприятия. Идентификация (отождествление себя др.) – самый простой сп-б понять др. – уподобится ему. Выступает в кач-ве мех-зма познания и понимания др. ч-ка. Сущ. связь м/д идентиф. и эмпатией. Эмпатия – способ понимания др., стремление эмоц-но откликнуться на его проблемы, а не рациональное осмысление ч-ка (идентификация). Иден-ция – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее. Эмпатия – понять его, принять в расчет его т.зр., но действовать по-своему. Пр-сс понимания др. др. осложняется рефлексией – осознанием действующего инд-да того, как он воспринимается партнером по общ-ю - это удвоенный процесс зеркальных отражений. Каузальная атрибуция

(Келли, Джонс). Сначала – приписывание причин повед-я др. ч-ка, позже – способы приписывания намерений, чув-в, кач-в Л-ти. Феномен приписывания возникает при дефиците инфо о др. ч-ке. Мера и степень приписывания зависит: 1) от степени уникальности/типичности поступка; 2) от степени его соц. "желательности"/ "нежелательности". + хар-р атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем. Соответственно избирается тип атрибуции: 1) личностная (причина приписывается лично совершающему поступок); 2) объектная (причина – объект, на кот. направлено дей-е); 3) обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам). Важным вопросом в пр-ссе восприятия ч-ка ч-ка является роль установки

Страницы: 1 2


Проблема методов исследования профессионально-важных качеств сотрудников МВД. Методы психологического исследования и их классификация
С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их м ...

Психический инфантилизм
Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутро ...

Методы практических занятий.
1. Форма демонстрации или лабораторных занятий (метод группировки) 2. Решение задач Цель: для осмысления учебного материала. А) набор составленных заранее вопросов: - прямые(каков синзитивный период речевого развития ?); - косвенные.(какие цветы выглядят ярче в сумерках ?) Б) задачи, требующие специального анализа соответствующей ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru