Основные течения социальной психологии
Страница 5

Психология » Основные течения социальной психологии

"Современная социальная психология в ее нынешнем виде как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней - почти исключительно американская наука" (132, с.184).

С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес американской социальной психологии по многим важным направлениям, одновременно явился и программным. Представители функционализма изучали людей и социальные группы с точки зрения их приспособления к требованиям общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители данного течения фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, имеющих значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы - тесты, опросники, интервью, которые получили широкое применение в более позднее время. Кроме того, именно функционализм способствовал формированию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т.п.

Бихевиоризм имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальники - Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) - предложили отказаться от непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме "стимул - реакция". По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый жизненный опыт. Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования. Необихевиоризм, представителями которого являются Б. Скиннер, Н. Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса (1910-1989). Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение:

1) Постулат успеха: все действия человека подчинены основному правилу - чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.

2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность) вызвал действие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться воспроизвести ту же реакцию.

3) Постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему стремиться.4) Постулат насыщения - голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее ценится каждое последующее вознаграждение.5) Постулат агрессии - одобрения: если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И, наоборот, при получении предполагаемого одобрения или отсутствии ожидаемого наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Основные показатели КОТ
Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за 15 минут (стандартное время выполнения теста). Результат испытуемого следует сравнить с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам (как уже отмечалось, русскоязычных популяционны ...

История психологии: ее предмет и задачи
Психологическая наука и ее предмет. История психологии - это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической. Каждый знает, что люди различаются ...

Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности
Теплов: Способности – индивид-ные психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «С»: 1) индивид-но психол особ-ти, отличающие одного чел от др; 2) индивид-ные особ-ти, кот имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деят-т ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru