Основные течения социальной психологииСтраница 5
"Современная социальная психология в ее нынешнем виде как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней - почти исключительно американская наука" (132, с.184).
С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес американской социальной психологии по многим важным направлениям, одновременно явился и программным. Представители функционализма изучали людей и социальные группы с точки зрения их приспособления к требованиям общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители данного течения фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, имеющих значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы - тесты, опросники, интервью, которые получили широкое применение в более позднее время. Кроме того, именно функционализм способствовал формированию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т.п.
Бихевиоризм имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальники - Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) - предложили отказаться от непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме "стимул - реакция". По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый жизненный опыт. Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования. Необихевиоризм, представителями которого являются Б. Скиннер, Н. Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса (1910-1989). Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение:
1) Постулат успеха: все действия человека подчинены основному правилу - чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.
2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность) вызвал действие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться воспроизвести ту же реакцию.
3) Постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему стремиться.4) Постулат насыщения - голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее ценится каждое последующее вознаграждение.5) Постулат агрессии - одобрения: если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И, наоборот, при получении предполагаемого одобрения или отсутствии ожидаемого наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным.
Развитие
В каждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей. Ведущие потребности определяют направленность личности (гуманистическую, индивидуалистическую).
Последовательность появления потребностей в онтогенезе совпадает с пирамидой А. Маслоу.
С возрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, це ...
Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ
Глубинная психол – выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, возникшее в нач 20 в. Первое открытие: психику нельзя сравнивать с сознанием. Это больше включает и бе ...
Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
· владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
· опыт ...