Групповая работа со старшеклассниками
Страница 4

Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: «Когда ты последний раз плакал?», «Если бы у тебя была волшебная палочка, что ты хотел бы изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело? .», «Кто нравится тебе здесь?», «Какие у тебя комплексы и проблемы?» .

Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Чего мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?».

Занятие 6. Кинотренинг

Основная задача занятия: осознание своих стереотипов и попытка формирования более гибкого ситуативного поведения.

Материал: к/ф «Леон», «Криминальное чтиво» и т. п.

После просмотра фильма идет обсуждение поведения персонажей, действующих заведомо не так, как в этой ситуации действовали бы большинство членов группы. При обсуждении причин поведения героя участникам занятия дается задание — предложить как можно больше альтернативных вариантов поведения в данной ситуации.

В ходе обсуждения, во-первых, формируется уверенность в том, что из любой ситуации существует множество выходов, а во-вторых, человек узнает о существовании множества различных стереотипов поведения, которые иногда накладываются на ситуацию достаточно жестко, без учета ее конкретных особенностей.

В заключение членам группы дается возможность соединиться с различными (желательно схожими с ними по личностным характеристикам) героями с разнообразными стереотипными наработками. Далее происходит идентификация участника занятия с образом героя и подсознательное включение им в ролевой репертуар своих наработанных стереотипов. Затем следует вербализация стереотипов поведения на групповом обсуждении. Таким образом, расширяются представления о способах поведения в различных ситуациях, что открывает человеку возможность к формированию более гибкой модели поведения.

Занятие 7. Тренинг умений

Цель: репетиция поведения. Процедура.

- Вообразите гипотетическую ситуацию, в которой вам хочется вести себя уверенно, и запишите ее. Возможно, вы предпочтете потратить несколько минут на «мозговой штурм» с участием всей группы, чтобы в голову пришли новые идеи. Но при этом ситуация, выбранная каждым участником группы, должна иметь для него личное значение. Скорее всего, выбранные ситуации будут касаться либо умения обращаться с просьбой и отвечать отказом, либо навыков поведения в условиях критики, либо способности сообщать о своих положительных или отрицательных чувствах.

- Затем группа должна быть поделена на подгруппы по 5—6 человек. В каждой из них кто-то вызывается быть первым и очень коротко описывает ту стрессовую ситуацию, которую хочет проработать, например необходимость внушить учителю то, что ему следует быть менее строгим и неприступным по отношению к своему «любимому ученику» (родителю то, что ему нужно больше доверять своему ребенку; старушке на лавочке то, что молодое поколение сейчас не намного отличается от молодого поколения тогда; директору школы то, что нет никакой необходимости ходатайствовать о вашей постановке на наркологический или какой-либо другой нехороший учет).

- Структурируйте ситуацию, выбрав одного из участников на роль учителя (родителя, старушки, директора) и как можно более уверенно доводите свое мнение до его сведения. Через пару минут сделайте паузу, чтобы получить обратную связь от всей вашей подгруппы. Эта обратная связь должна быть конкретной и конструктивной и касаться именно вашего поведения и ничего больше. После этого скажите, что вам самому понравилось в вашем поведении, и определите, как бы вы хотели его изменить. Если вы зашли в тупик, выслушайте предложения от партнеров. Затем роль учителя (родителя, старушки, директора) берет на себя еще один участник группы, и взаимодействие продолжается. После пары минут репетиции поведения с новым партнером снова сделайте паузу для получения обратной связи и предложений от группы. Продолжайте в том же духе, пока все в группе не получат возможность сыграть свою роль партнера по взаимодействию. Если вы делаете успехи и начинаете все лучше владеть ситуацией, партнеры по группе усиливают противодействие, разыгрывая все большее упрямство и враждебность. При этом важно дать тому, кто тренирует свою уверенность в себе, возможность каждый раз побеждать, чтобы его опыт был всегда позитивным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как фактора предупреждения конфликтов. Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения ...

Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния. Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседнев ...

Конфликты. Понятие и сущность конфликтов
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru