Групповая работа со старшеклассниками
Страница 4

Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: «Когда ты последний раз плакал?», «Если бы у тебя была волшебная палочка, что ты хотел бы изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело? .», «Кто нравится тебе здесь?», «Какие у тебя комплексы и проблемы?» .

Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Чего мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?».

Занятие 6. Кинотренинг

Основная задача занятия: осознание своих стереотипов и попытка формирования более гибкого ситуативного поведения.

Материал: к/ф «Леон», «Криминальное чтиво» и т. п.

После просмотра фильма идет обсуждение поведения персонажей, действующих заведомо не так, как в этой ситуации действовали бы большинство членов группы. При обсуждении причин поведения героя участникам занятия дается задание — предложить как можно больше альтернативных вариантов поведения в данной ситуации.

В ходе обсуждения, во-первых, формируется уверенность в том, что из любой ситуации существует множество выходов, а во-вторых, человек узнает о существовании множества различных стереотипов поведения, которые иногда накладываются на ситуацию достаточно жестко, без учета ее конкретных особенностей.

В заключение членам группы дается возможность соединиться с различными (желательно схожими с ними по личностным характеристикам) героями с разнообразными стереотипными наработками. Далее происходит идентификация участника занятия с образом героя и подсознательное включение им в ролевой репертуар своих наработанных стереотипов. Затем следует вербализация стереотипов поведения на групповом обсуждении. Таким образом, расширяются представления о способах поведения в различных ситуациях, что открывает человеку возможность к формированию более гибкой модели поведения.

Занятие 7. Тренинг умений

Цель: репетиция поведения. Процедура.

- Вообразите гипотетическую ситуацию, в которой вам хочется вести себя уверенно, и запишите ее. Возможно, вы предпочтете потратить несколько минут на «мозговой штурм» с участием всей группы, чтобы в голову пришли новые идеи. Но при этом ситуация, выбранная каждым участником группы, должна иметь для него личное значение. Скорее всего, выбранные ситуации будут касаться либо умения обращаться с просьбой и отвечать отказом, либо навыков поведения в условиях критики, либо способности сообщать о своих положительных или отрицательных чувствах.

- Затем группа должна быть поделена на подгруппы по 5—6 человек. В каждой из них кто-то вызывается быть первым и очень коротко описывает ту стрессовую ситуацию, которую хочет проработать, например необходимость внушить учителю то, что ему следует быть менее строгим и неприступным по отношению к своему «любимому ученику» (родителю то, что ему нужно больше доверять своему ребенку; старушке на лавочке то, что молодое поколение сейчас не намного отличается от молодого поколения тогда; директору школы то, что нет никакой необходимости ходатайствовать о вашей постановке на наркологический или какой-либо другой нехороший учет).

- Структурируйте ситуацию, выбрав одного из участников на роль учителя (родителя, старушки, директора) и как можно более уверенно доводите свое мнение до его сведения. Через пару минут сделайте паузу, чтобы получить обратную связь от всей вашей подгруппы. Эта обратная связь должна быть конкретной и конструктивной и касаться именно вашего поведения и ничего больше. После этого скажите, что вам самому понравилось в вашем поведении, и определите, как бы вы хотели его изменить. Если вы зашли в тупик, выслушайте предложения от партнеров. Затем роль учителя (родителя, старушки, директора) берет на себя еще один участник группы, и взаимодействие продолжается. После пары минут репетиции поведения с новым партнером снова сделайте паузу для получения обратной связи и предложений от группы. Продолжайте в том же духе, пока все в группе не получат возможность сыграть свою роль партнера по взаимодействию. Если вы делаете успехи и начинаете все лучше владеть ситуацией, партнеры по группе усиливают противодействие, разыгрывая все большее упрямство и враждебность. При этом важно дать тому, кто тренирует свою уверенность в себе, возможность каждый раз побеждать, чтобы его опыт был всегда позитивным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Словарь терминов
АНТИКУЛЬТУРА – уровень регресса общества АНТРОПОЛОГИЯ – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека. ДЕТСТВО — понятие культур антропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого явля ...

Интерпретация результатов
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная жизнестойкости (hardiness) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизне ...

Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды
Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217]. В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru