Групповая работа со старшеклассниками
Страница 3

Хорошо если это будет портрет человека, однако направлять группу прямо на это изображение не стоит, лучше предложить рисовать, допустим, части тела, или части лица и т. п., тем интереснее будет наблюдать, как поведет себя группа, создаст ли она целостный образ или на листе появятся разрозненные частицы.

Занятия 3-4. «О чем молчат родители?»

Цель занятий — помочь детям подружиться со своими родителями.

Работа на этих занятиях заключается в составлении трех списков, при этом часть заданий переносится в семью в виде домашнего задания, выполняемого в тесном общении с родителями.

• Список 1-й составляется родителями по просьбе ребенка. Излагая как можно более полно свои пожелания и советы по организации его жизни, по воспитанию характера, каких-либо привычек, наиболее актуальные советы на сегодняшний день, родители, во-первых, избавляют себя от эмоционального напряжения по отношению к своему ребенку, а во-вторых, воплощают в жизнь желание полностью высказать свое мнение. С другой стороны подросток имеет возможность спокойно разобраться, что из написанного родителями действительно достойно внимания, а чем можно и пренебречь.

• Список 2-й пишет сам подросток. Он перечисляет то, о чем бы могли рассказать ему родители, главным образом то, о чем бы он сам хотел услышать (ведь были же его родители когда-то в его возрасте). Примерный перечень проблем: о мечтах; о страхе; о зависти; об идеалах мужчины и женщины (соответствуют ли сами родители этим идеалам); о ненависти; о любви.

Можно исключить неподходящие пункты и добавить свои.

Предпочтительно, чтобы родители составляли список по отдельности (отдельно мама и отдельно папа). Домашнее задание: показать родителям составленный список и поговорить.

• Список 3-й составляет сам подросток. Он перечисляет все то, о чем родители, по его мнению, ничего не знают. Например: «Что творится сегодня в рок-музыке?», «Как в один миг заработать «кучу» денег?», «Как следует одеваться?» и т. п. Через неделю, на втором занятии, происходит обсуждение результатов.

На руках у ребенка 3 списка, в которых он должен подчеркнуть действительно самое важное, волнующее, представляющее интерес для него самого. Если все подчеркнутое попало в список 1-й, то можно считать, что отношения подростка с родителями отличное. Если же подчеркиваний больше в списке 2-м, то родители в принципе готовы к обсуждению волнующих подростка проблем, но их надо к этому подтолкнуть. Если же наибольшая доля подчеркнутого приходится на список 3-й, то в отношениях могут быть серьезные сложности.

По результатам занятия при желании школьников проводятся индивидуальные консультации с ними.

Диагностика — не самоцель, а помощь членам семьи повернуться лицом друг к другу и попытка, хотя бы отчасти, решить извечную «проблему отцов и детей».

Занятие 5. «В центре внимания»

Это серия игр-упражнений, внутренне и внешне очень похожих друг на друга, хотя решаются в них разные задачи. Объединяет их внешне то, что они одинаково пространственно организованы: в центре всегда человек, сидящий на стуле, а вокруг него, амфитеатром, сидят в несколько рядов другие члены группы.

Исповедальная Свеча «Моя жизнь».

Все садятся амфитеатром вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.

—Любой из вас может сейчас выйти и взять эту Свечку в руки. Вы сядете и поднимете эту Свечку на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на Свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы о вас. На этот стул может сесть каждый, каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул.

Ведущему очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные.

• Например, «Во сколько встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» — пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задать их можно при других обстоятельствах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Способности
Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют различные классификации способностей ...

Основные методы социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике. Методы социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения
Под термином реабилитация большинство исследователей подразумевают систему государ­ственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение временной или стойкой утраты трудоспособности и на скорейшее возвращение больных и инвалидов в общество ...

Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации
В современном обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества, сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры личности. Формировани ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru