Обучение составлению эвристических алгоритмов, как
способ развития творческих способностей младших школьниковСтраница 4
Решение задач на переливание способствует формированию понятия "алгоритм", развитию умений составлять и исполнять алгоритмы, а также развитию вычислительных навыков. При заполнении таблицы на каждом шаге ученики должны установить, какое количество жидкости находится в каждом сосуде, сколько пустого места в каждом сосуде, какое количество жидкости можно перелить и т.д. Таким образом, ученики должны решить огромное количество мелких задач, условие которых необходимо предварительно установить.
К задачам на составление эвристических алгоритмов можно отнести задачи на перевозки, решение которых способствует развитию умения выдвигать и проверять гипотезы, так как при нахождении способов переправ дети должны не только предложить различные варианты, но и уметь оценить последствия каждого из них.
Задача. Как трем супружеским парам переправиться через реку двухместной лодке, если правила того времени не позволяли замужней женщине находиться в обществе мужчин без своего мужа?
При поиске решения этой задачи в начальных классах можно использовать прием инсценировки задачи: выбрать три "супружеские пары" и попытаться их "переправить через реку". Такой подход позволит наглядно увидеть трудности, которые могут возникнуть в процессе перевозки, и найти способы их разрешения. Алгоритм решения этой задачи целесообразно оформить в виде схемы.
Обозначим супружеские пары Ж1 и М1, Ж2 и М2, ЖЗ и МЗ. Одну переправу будем обозначать следующим образом:
1) стрелка показывает направление движения;
2) буквы у стрелки показывают, кто переправляется;
3) слева записываются все, кто в данный момент оказался на левом берегу;
4) справа записываются те, кто в данный момент уже переправился.
В этой задаче сначала могут переправиться либо супружеская пара, либо две женщины. Поиск решения такой задачи основан на рассмотрении все возможных вариантов переправ на каждом шаге задачи и умении определить лучший из них.
Решение:
1. М2Ж2М3Ж3 →Ж1М1
2. М2Ж2М3Ж3 ←М1 Ж1
3. М1М2М3 →Ж2Ж3 Ж1
4. М1М2М3 ←Ж1 Ж2Ж3
5. М1Ж1 →М2М3 Ж2Ж3
6. М1Ж1 ←М2Ж2 М3Ж3
7. Ж1Ж2 →М1М2 М3Ж3
8. Ж1Ж2 ←Ж3 М1М2М3
9. Ж3 →Ж1Ж2 М1М2М3
10. Ж3 ←Ж2 М1М2М3Ж1
11. →Ж2Ж3 М1М2М3Ж1
При оформлении задач с использованием такой формы записи дети могут допустить ошибку: записать тех, кто переправляется, с той стороны, куда они плывут. В этом случае численность всех участников увеличивается. Чтобы избежать такой ошибки, следует обратить внимание детей на тот факт, что люди не могут находиться одновременно и в лодке, и на берегу. Чтобы дети не забывали записывать людей, находящихся на берегу, следует пересчитывать всех персонажей задачи. Число всех участников переправы в каждой строке должно равняться числу всех персонажей.
Важно подчеркнуть, что в работе над развитием творческого мышления очень велика роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить правильность предложенных решений. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен, и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.
Предмет и методы истории психологии
История психологии обладает всеми принятыми на сегодняшний день признаками науки (хотя, как известно, вариантов построения научных систем достаточно много). Так, объектом истории психологии выступает психологическое знание. Предметом истории психологии являются закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания. Истори ...
Понятие самосознания. Структура самосознания
Самосознание– потребность осознать себя как личность, возникновение интереса к своей внутренней жизни, к качествам собственно личности, потребность в самооценке, это процесс развития сознательной личности, это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, осознание себя как особой и един ...
Теоретические аспекты изучения детских тревожности и способы их коррекции. Природа и генезис детской тревожности
Что же такое «тревожность»?
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указ ...