Обработка и интерпретация результатов исследованияСтраница 3
У испытуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи кроме среднего и высокого уровня готовности к риску присутствует и низкий. Показатели по всем 3-м уровням скачкообразны, нестабильны. Как и в предыдущем случае, особую картину представляет собой поздний подростковый возраст, который проявляет явную склонность к высокому уровню готовности к риску.
При невыраженном мотивационном полюсе показатели крайне неустойчивы. Присутствуют все три уровня готовности к риску. Однако только низкий уровень стремится к относительной стабильности. Определенная схожесть показателей наблюдается у испытуемых 6 и 9 класса– преобладание высокого уровня готовности к риску. В целом можно сделать вывод по проведенным диагностическим мероприятиям:
- с возрастом готовность к риску падает;
- у учащихся 9 класса готовность к риску ниже, чем у испытуемых 6 класса;
- в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Диагностические мероприятия по определению уровня тревожности проводились по опроснику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергер. Результаты диагностики представлены в Таблице 6.
Как уже отмечалось, цель данного этапа – определение уровня тревожности испытуемых в различные возрастные периоды. На этом же этапе аналитическим образом определилась степень корреляции между уровнем тревожности и ведущей мотивационной тенденцией.
Таблица 6 Результаты диагностики по опроснику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергер
Возрастная группа |
Шкала тревожности |
Уровень тревожности | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
6 класс |
Общая тревожность |
4% |
88% |
8% |
Ситуативная тревожность |
7,5% |
61,5% |
31% | |
Личностная тревожность |
3,5% |
85% |
11,5% | |
9 класс |
Общая тревожность |
4% |
84,5% |
11,5% |
Ситуативная тревожность |
0% |
79% |
21% | |
Личностная тревожность |
0% |
83,5% |
16,5% |
Полученные данные указывают на то, что у подростков и юношей преобладает средний уровень тревожности. Низкий уровень имеет определенную тенденцию к повышению. Высокий уровень тревожности обладает общей направленностью на снижение (за исключением юношеского возраста).
Общая тревожность в подростковом и юношеском возрасте снижается. Ситуативная тревожность заметно усредняется и, более того, имеет направленность на снижение показателей. Личностная тревожность отчетливо снижается.
Суммируя приведенные данные о преобладающем уровне тревожности, всех испытуемых можно «разбить» на три группы:
1 – низкий уровень тревожности;
2 – средний уровень тревожности;
3 – высокий уровень тревожности.
Результаты распределения испытуемых по данным группам в различные возрастные периоды представлены в Таблице 7. Возрастная динамика тревожности представлена на Рисунке 4.
Таблица 7 Результаты распределения испытуемых по группам
6 класс |
9 класс | ||||
1 группа |
- |
14% |
1 группа |
- |
22% |
2 группа |
- |
57% |
2 группа |
- |
67% |
3 группа |
- |
29% |
3 группа |
- |
12% |
Сознание
Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения этих планов. Все эти перечисленные качества человека связаны со сферой его сознания ...
Характеристика
детей из неполных семей
Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней «кризисную ситуацию», с серьезными нарушениями как в микро -, так и в макросоциуме. Состояние дезадаптированности, в первую очередь, выражается в неспособности личности осознать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личност ...
Межличностные отношения в юношеском возрасте. Особенности
взаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей.1 Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, кото ...