Обработка и интерпретация результатов исследованияСтраница 4
Исследование показало, что существует определенная возрастная тенденция изменения уровня тревожности. Очевидно, что юным подросткам более свойственна тревожность среднего, выше среднего и высокого уровня, при доминировании среднего. Показатели низких уровней – малы. Для более взрослых подростков остается характерным средний уровень тревожности, более того – он возрастает. Высокие показатели тревожности значительно снижаются, тогда как низкие – заметно повышаются.
Рисунок 4 - Возрастная динамика тревожности
Наиболее развитой у подростков является школьная тревожность. Однако с возрастом ее показатели уменьшаются, но сохраняется довольно высокий уровень. Уровень общей тревожности значительно усредняется и проявляет тенденцию к снижению.
Обладая необходимой информацией относительно особенностей, мы имеем возможность их сопоставить, мотивации достижения успеха, избегания неудачи и особенностей уровня тревожности (Таблица 8).
Таблица 8 Анализ особенностей мотивации достижения успеха, избегания неудачи и особенностей уровня тревожности (в %)
|
Группа испытуемых |
Преобладающая мотивация | |||||||||
|
Достижения успеха |
Избегания неудачи | |||||||||
|
Уровень тревожности | ||||||||||
|
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий | |
|
6 класс |
- |
50 |
50 |
- |
- |
- |
- |
67 |
33 |
- |
|
9 класс |
11 |
33 |
56 |
- |
- |
- |
- |
50 |
50 |
- |
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования, что возрастные мотивации связаны с тревожностью индивида, нашла свое подтверждение.
Существует действительная взаимосвязь между мотивом достижения успеха, избегания неудачи и уровнем тревожности. У испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха наблюдается более низкий уровень тревожности. Испытуемым же с доминированием мотивации избегания неудачи свойственен скорее высокий уровень тревожности.
Кроме того, исходя из данного исследования удалось установить несколько дополнительных фактов и сделать определенные выводы:
1. На протяжении онтогенетического развития в подростковом и юношеском возрастах происходит постепенное выявление мотивационного полюса достижения успеха, избегания неудачи.
2. Наблюдается тенденция возрастания мотивации достижения успеха при ее доминировании.
3. Мотивация избегания неудачи в подростковом и юношеском возрастах изменяется незначительно.
4. Получила подтверждение теория о независимом, параллельном развитии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи: обе эти мотивации не являются крайними делениями одной шкалы, не являются полной противоположностью друг другу, а могут существовать и существуют независимо.
5. В целом подтвердилась теория корреляции склонности к риску и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Однако совпадение не полное, что, вероятно, можно объяснить рядом объективных или иных субъективных причин, которые в данном исследовании не рассматривались.
6. В подавляющем большинстве случаев испытуемым во все рассмотренные возрастные периоды свойственен средний уровень тревожности, что соответствует необходимой норме, и стремление к большему «укреплению средних позиций».
7. При переходе от одного возрастного периода к другому происходит снижение уровня тревожности.
8. Возрастание мотивации достижения успеха и снижение уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте доказывает их взаимосвязь и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Возрастные периоды развития: подростковый и юношеский возраст
(11-15 лет) Подростк. возраст - особ фаза психич развития - фаза перехода от детства к взрослости. В подрост возрасте растущ чел выходит на кач-но новую соци позицию, здесь реально формир его сознате отнош к себе, как к члену общества. Так, ведущ д-ю этого периода явл общественно-полезная д-ть, а осн новообраз - появ чув-ва взрослости. ...
Концепция агрессивности и ее профилактика
Агрессия – это любые действия, которые
причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии
1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ ...
Приложения
Приложение 1
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МАЙЕРС-БРИГГС
Инструкция
На эти вопросы нет "правильных" или "неправильных" ответов. Ваши ответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Вы делаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая о предпочтениях других людей, Вы сможете выявить с ...
