Характеристика детей из неполных семей
Страница 1

Стрессовые воздействия приводят к социальной дезадаптации членов семьи, что может породить в ней «кризисную ситуацию», с серьезными нарушениями как в микро -, так и в макросоциуме. Состояние дезадаптированности, в первую очередь, выражается в неспособности личности осознать собственные потребности и притязания. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации, или полную дезадаптированность, не в состоянии неудовлетворительно отвечать тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая профессиональная или иная деятельность. Одним из признаков социальной дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов и неимение психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

В сложившейся ситуации необходима квалификационная помощь специалиста по выводу членов семьи из стресса. Речь в данном случае идет не просто об оказании разовой помощи, а именно об организации социального и психологического сопровождения такой семьи. В научной литературе и в реальном опыте предлагается такая форма реабилитации семьи, как социальный патронаж, т.е. форма длительного и стабильного контакта с семьей. При появлении неполной семьи, в отличие от полной, в ней образуются так называемые «функциональные пустоты», которые обязательно требуют заполнения. Неполные семьи, в основной массе - «материнские», и в некоторых ситуациях данную «пустоту» компенсируют другие мужчины семьи (дедушки, дяди и т.п.), но в большинстве случаев «функциональную пустоту» не удается компенсировать, потому что, с другой стороны, нет глубокого понимания родственниками всех проблем и, с другой, нет методически правильно организованной сети социального взаимодействия для поддержки такой семьи. И вот в этом случае помощь должна приходить от профессионалов, социальных работников, владеющих как знаниями нормативно- правовых актов социальной защиты такой семьи, так и знаниями «глубинной» психологии личности, причем возникновения деструктивных взаимоотношений в семье и возможных методов «лечения» различных личностных отклонений, обусловленных острым стрессом и возможными посттравматическими осложнениями. Они должны также обладать умениями взаимодействия с «клиентом», подстройки к нему, уметь системно и комплексно организовать работу сети социального взаимодействия в бытийных и личностно ориентированных ситуациях [15; с.94].

В процессе воспитания могут быть использованы различные стили отношений, многие из которых не способствуют благоприятному развитию личности ребенка. В процессе воспитания в характере ребенка при данных стилях возможно формирование своеобразных черт характера. Для нас наибольший интерес представляют черты характера детей из неполных семей. Поэтому более подробно рассмотрим особенности характера именно у детей из таких семей.

В неблагополучной неполной семье ребенок фактически безнадзорен и, следовательно, на него воздействуют отрицательные примеры. Чаще всего в неполных семьях отсутствует единая твердая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность ребенка. "Недостаточная требовательность к ребенку, применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность" [16, с. 45].

На возникновение некоторых особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности ребенка. Таким образом, неудовлетворение подростком потребности быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости. Возможны и более серьезные деформации черт характера. Незнание возрастных особенностей ребенка может вызвать крупные и продолжительные конфликты с членами всей семьи, скрытую или явную войну с ними. Следует отметить, что члены неполной семьи не всегда своевременно реагируют на появление особенностей характера у детей, которые являются их недостатками. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности ребенка. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на развитие ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность детей их нервностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют: "Не троньте меня: я нервный!". Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Постоянно действующие команды
Постоянно действующие команды Управление Самоуправление, ротация лидера. Стратегия развития и контакты с поставщиками и потребителями остаются под контролем менеджеров и других подразделений организации Самоуправление, ротация лидера. Стратегия развития и контакты с поставщиками и потребителями находятся под контрол ...

Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамках системы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным «провод ...

Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru