Характеристика детей из неполных семей
Страница 3

Важно знать, что воспитательное воздействие на ленивых детей следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Так как, например, у младших школьников чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. А в решении этой проблемы им необходима помощь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и "зубрил", а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

К данному виду недостатков характера детей из неполных семей относится пассивность. Понятие "пассивный" в словаре С.И. Ожегова раскрывается как "не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни", а также "зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности". В педагогической психологии "пассивный" обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Изучив соответствующую литературу [3, с, 129], мы пришли к выводу, что основными причинами пассивности ребенка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, дефекты развития.

Для раскрытия первой причины используется понятие "интеллектуально пассивные дети", оно выражается через следующие психологические особенности:

- недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

- отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

- отсутствие познавательного отношения к действительности [14; с. 256].

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Также интеллектуальная пассивность детей может быть результатом болезни или переутомления. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить маму и учителей (воспитателей), заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить. Часто пассивность возникает из-за переутомления ребенка. Нередко бывают виноваты и сами члены неполной семьи, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

Пассивное поведение может быть связано как с неправильным отношением к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого ребенка. Например, при слишком большой опеке детей в неполных семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивность также может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителю, в этом случае ребенок не стремиться к самостоятельности, активной деятельности. Необходимо отметить, что причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

Такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе тоже будут способствовать возникновению и закреплению пассивности у детей. Из всего выше сказанного следует, что ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, вырабатывать у себя это психологическое качество. Данное психологическое качество называется организованностью. Понятия "активный ученик" и "организованный ученик" близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках. Дети, которые не умеют управлять своей активностью, относятся к неорганизованным детям.

Таким образом, неорганизованными детьми являются дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Перевоспитание подобных детей начинают с привлечения к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее, усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы. Мотивом поведения у дезорганизаторов является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность – повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. У старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением юношеского максимализма [19; с.44].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Воображение
С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речево ...

Концепция агрессивности и ее профилактика
Агрессия – это любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии 1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ ...

Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций
Эмоции – это субъективные р-ции чел на воздействие внешн и внутр раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Существенной чертой Э является их субъективность. Э служат одним из главных механизмов внутр регуляции поведения и психич деят-ти, направл ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru