Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Страница 1

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"

Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса.

Цель урока:

развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Познакомить детей с историей каталогов.

2. Убедить в необходимости умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.

3. Обучить детей рациональным способам работы с каталогом.

4. С помощью практического занятия убедиться, усвоен ли материал.

5. Подготовить почву для следующего урока, посвященного работе с электронным алфавитным каталогом.

План урока:

1. Представление библиотекаря.

2. Отличие библиотечного урока от обычного. Зачем нужны библиотечные уроки?

3. Необходимость умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.

4. Из истории каталогов.

5. Что можно узнать из каталожной карточки?

6. Рациональные способы работы с алфавитным каталогом.

7. Практическое занятие.

Здравствуйте, ребята! (Представление библиотекаря).

Сегодня вы пришли на абонемент 5-9 классов на библиотечный урок. Такой урок, с одной стороны, похож на привычные для вас школьные занятия, когда учитель сначала объясняет вам материал, а затем проверяет, хорошо ли вы его поняли. Вы не просто выслушаете меня, но и попытаетесь на практике применить полученные знания - выполните практическое задание.

С другой стороны, библиотечный урок, конечно, отличается от обычного - тем, что проводится библиотекарем, и дает такие знания, которые будут вам полезны именно как читателям детской библиотеки. Библиотечные уроки

бывают разные, рассчитаны на ребят разного возраста. Совсем маленьких наших читателей на их первом библиотечном уроке знакомят с библиотекой, показывают, где и что находится, в каком отделе книги выдаются на дом, где можно отыскать самые свежие журналы, и где можно познакомиться с электронной энциклопедией. Ребят постарше, таких, как вы, обучают пользованию алфавитным каталогом. Шестиклассников приглашают в читальный зал для знакомства со справочными изданиями, энциклопедиями, а старшеклассников ждет более сложный, но очень полезный урок - они узнают, что такое систематический каталог, и учатся им пользоваться.

Для чего проводятся все эти уроки, как вы думаете? (Ребята отвечают). Ну, конечно, для того, чтобы любой ребенок - читатель детской библиотеки чувствовал себя здесь уверенно, знал, что и для чего в библиотеке предназначено, и как это можно использовать. Сегодняшний урок посвящен знакомству с алфавитным каталогом

. Вы узнаете, что вот эти маленькие ящички стоят здесь специально для вас, для вашей пользы и удобства, что вы имеете право в любое время подойти к ним и поискать то, что вас интересует, а как это сделать, вы сегодня научитесь.

Умение пользоваться каталогом пригодится вам и после школы, особенно тем из вас, кто настроен продолжать учебу в высшем учебном заведении. Вы поедете в большие города и познакомитесь с типом библиотеки, которую не миновал еще ни один студент - с Публичной библиотекой. А в Публичной библиотеке вы обязательно попадете в огромный зал каталогов, весь уставленный ящиками, подобными этому. Размеры этого зала устрашают, и без навыка пользования каталогом вы безнадежно заплутаете, потеряете уйму времени и, возможно, уйдете ни с чем. Читатели Публичных библиотек предоставлены самим себе, предполагается, что они уже всему обучены, и никто не будет искать в каталоге нужный вам материал, потому что поток читателей слишком велик. Библиотекари принимают требование на книгу, заполненное вами, с найденным вами адресом, и если вы указали адрес неверно, книгу просто не найдут. Поэтому, обучаясь теперь, вы работаете на свое будущее.

Но не думайте, что сейчас, когда вы еще не очень большие, умение пользоваться каталогом вам не пригодится. Очень пригодится, потому что уже теперь вам наверняка не хватает свободного времени, уроков становится все больше, домашние задания все сложнее, и, приходя в библиотеку за книгой, вы часто спешите. Так обстоят дела? В каких же случаях

вам поможет

алфавитный каталог?

Страницы: 1 2 3 4


Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понять события, происходящие в их жизни. Уче ...

Понятие потребности в психологии. Виды потребностей.
Потребности разных порядков. Потребности и эмоционально-мотивационные феномены человеческой психики образуют сегодня один из фокусов научного и общественного внимания. С познанием этих явлений связываются надежды понять психологические механизмы деятельности, научиться предсказывать человеческие поступки и управлять ими. Кроме того, оч ...

Титы характера по К. Хорни
В нейрофредизме предпринимается попытка преодоления узкобиологического подхода к пониманию личности и подчеркивается значение социокультурных и социально-психологических факторов в становлении характера. Так, в работах «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни описала три типа человече ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru