Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Страница 3

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"

Шли века. Человечество миновало и папирусы, и клинопись, и берестяные грамоты. Наконец была изобретена бумага, а затем и книгопечатание. Клинописные каталоги тоже уступили место бумажным, а точнее, карточным каталогам

, и образец такого каталога вы видите перед собой. Разумеется, это не предел, и каталоги будут видоизменяться и совершенствоваться. Уже сейчас существует электронный каталог, имеющий перед старичком-карточным несомненное преимущество: он занимает совсем маленькую площадь - ровно столько, сколько требуется компьютеру, а информации вмещает просто непостижимое количество. Но роскошь иметь у себя компьютер позволяет себе далеко не каждая библиотека, а карточные есть везде, даже в глухом селе. Карточному каталогу не страшны перебои с электричеством, он самодостаточен. К тому же он очень прост в обращении, любому ребенку по силам его освоить. Поэтому не будем раньше времени списывать его в утиль, а научимся лучше пользоваться им.

Этот каталог называется карточным, потому что в основу его положена карточка

, своеобразный книжкин паспорт. Вот перед вами увеличенное изображение каталожной карточки, чтобы всем было хорошо видно (Демонстрируется карточка на книгу П. Клушанцева "О чем рассказал телескоп"). В натуральную величину карточка вот такая. Каждая книга, поступившая в библиотеку, проходит специальную обработку: ей присваивают номер, заносят ее в особую книгу учета и - заводят на нее паспорт, каталожную карточку.

Вы знаете, что из обычного паспорта или из свидетельства о рождении можно извлечь массу полезных сведений о человеке: как его зовут, где он родился, кто его родители и т.д. Так и каталожная карточка позволяет узнать о книге все, что необходимо. Посмотрите на карточку и скажите мне, что мы можем узнать о книге с ее помощью? (Дети отвечают). Как видите, нам не понадобилось даже брать книгу в руки - по одной лишь карточке мы получили полное представление о книге Клушанцева. Из подобных карточек и состоит каталог. Алфавитным он называется потому, что карточки в нем расставлены по алфавиту.

Вы в пятом классе, конечно, знаете алфавит хорошо, не так ли? Давайте проверим, насколько хорошо. Вот три книги, которые вам предстоит расставить по алфавиту. Обратите внимание, что среди них есть сборник "Дружба", у которого автора нет. Такой сборник, а также "Былины", "Сказки" и прочие книги без авторов вы найдете в каталоге по названию. Если Чехова вы будете искать на букву "Ч", то сборник "Дружба" - на "Д". Итак, в какой последовательности вы расставите книги Чехова, Куприна и сборник "Дружба"? (Дети отвечают).

Теперь расставьте по алфавиту книги авторов, фамилии которых начинаются с одной буквы. Как видите, в каталожных ящиках соблюдается именно этот принцип. (Дети сравнивают книги Гайдара, Горького и Грина и обосновывают, почему расставили именно так.) Правильно, вы сравнивали вторые буквы фамилий, поскольку первые буквы совпадают. Если же и вторые буквы совпадут, вы посмотрите на что? На третьи буквы, и так далее. Кого, например, вы поставите первым - Горького или Гоголя? Конечно, Гоголя, потому что по алфавиту буква "Г" стоит раньше, чем "Р".

И, наконец, третий пример. Бывают авторы-однофамильцы. Бесполезно сравнивать их фамилии - они одинаковы. Что будем сравнивать в таком случае? Что различается у однофамильцев? Правильно, имена, а если и имена совпадут, сравним отчества. Вот перед вами три однофамильца: Алексеевы Михаил, Валерий и Сергей. Расставьте их по алфавиту.

Теперь посмотрите внимательно на каталог. Как видите, легко определить, в каком ящичке искать какую букву: все ящики надписаны. Для некоторых букв понадобилось два, а то и три ящика. Для вашего удобства и быстроты поиска на них написаны указательные слова и слоги

: первый, с которого начинается этот ящик, и последний, которым он заканчивается. Вам остается только сообразить, куда по алфавиту попадет нужная вам фамилия. Если ошибетесь ящиком, нужную карточку не найдете. (Вместе думаем, в каком ящике искать Лермонтова. При этом демонстрируется внутренность ящика.)

Вы видите, как много карточек вмещает каталожный ящик. Чтобы вам не пришлось перебирать их все в поисках одной нужной, в ящике есть картонные разделители с выступами, а на выступах написаны вспомогательные слова и слоги. Иногда написаны целые фамилии - есть такой выступ у Лермонтова, у Пушкина, у Успенского и других популярных авторов. Чтобы сэкономить время, не перебирайте бездумно все карточки подряд, а взгляните внимательно на выступы и выберите тот, за которым, по вашему мнению, по алфавиту окажется нужная карточка. Всем понятно? Вопросы есть?

Страницы: 1 2 3 4


Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга
На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б». На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А». После проведенного ...

Самосознание, его структура и развитие
Самосознание - один из основных структурных компонентов личности. В отечественной психологической литературе Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин В зарубежной Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В. Франкл и многие другие выда ...

Приложения
Приложение 1 Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете». 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спо ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru