Пожилой возраст и старость

Психология » Психология как научная дисциплина » Пожилой возраст и старость

Китай: 50-60 - последн период творчества, 60-70 - желанный возраст, старше 70 - старость. У нас: 55-75 - пожилой возраст, 75-90 - старость, старше 90 - долгожительство. Виды старости: хронологическая – кол-во прожитых лет. Международ. классификация: сред возраст 45-64 г., ранний период старости 65-74 года, старость от 75 лет. Физиологическая – опред-ся сост здоровья, совокупностью соматических отклонений. Обусловлена: 1) гетерохронностью(различ в сроках наступления органов и тканей); 2)гетеротропностью(выраж-ть проц старения, различна для разных орг и стр-р орг-ма); 3)гетерокинетичностью(различная скорость развит возрастных измен орг-ма). Психологическая - самоощущение, видение св места в возрастной стр-ре. Признание себя старым. Социальная синтез различн видов старости. Связано с возрастом общества в целом. Психологич теор старения: экспериментальная: (Гальтон). Сниж психол функций объяснялось проц биологич деградации. Модель психич. развития и старения: в период роста орг-ма бурный проц наращивания интеллекта, затем стабильность, затем спад. Соот-но не были популярны исслед старости. Y развития: сравнивали все с идеальным стандартом психики, при этом ранний возраст не достигает его, а пожилой - уже отклонение (англо-американская школа). Пиаже: опред. черта пожилого человека - способ воспринимать жизненные ПЧ как необход усл жизни и эффективное использ их в мыслительной д-ти. Юнг: середина жизни - критич момент. До этого чел поглощен внутр работой самопознания ("индивидуализация"), после чел может обрести гармонию с собой и окруж миром. Адлер: предлагает снимать чувство неполноц и сопутствующие неврозы, помогая найти смысл жизни в оказании помощи др. Эриксон: задача пожилых - достичь целостности развит "Я", уверенности, гармонии. Старость неповторима, поэтому работа со стариками - индивидуальна. Пожилые также необход молодежи и наоборот. Личностное развитие. Старость может привести к деформации л-ти. При успешном преодолении кризиса - чувство полноценности. 3 подкризиса: 1)пересмотр "Я" вне профес роли; 2)осознание факта ухудш здоровья и старения тела; 3)принятие мысли о смерти. Возникает мудрость - осознание безусловного значения жизни пред лицом смерти. Иначе - страх смерти. Отмечается: реальная оценка хар-ра людей, труда; фиксация на + чертах св хар-ра; довольность тем, что есть; ориентация на жизнь внуков и детей; прошлое - ценнее, чем будущее и настоящее. Мудрость: форма предметного содерж интеллекта, которая может продолжать соверш=ся или впервые возникает во взрослом возрасте, опред как "экспертные знания о фундаментальных жизн законах и реалиях". Поздний период жизни хар-ся в 1-ую очередь измен соц статуса (выход на пенсию). Особ-ти жизненных позиций пенсионеров: 1) Активный - техника антиципирующего совладания, поиск новых путей вклю в обществен жизнь, планирование свободного времени, предвидение отриц (негативных) сост и событий в пенсионный период. 2)Пассивный - отчуждения от окружения, сужение круга интересов, сниж интелл. показателей по тестам, потеря уважения к себе, чувство ненужности. Три момента приближающих к смерти (по Анцыферовой): 1.Выход на пенсию. 2.Смерть супруга. 3.Помещение в дом престарелых. Новообразование:1)феномен реконструирования и ревизии своей жизни,2) явление автобиографической памяти. Типы личностных позиций в позднем возрасте. 5 осн. позиций: 1)конструктивная: не делают трагедию из старости, ищут контактов с людьми, активность; 2)зависимая: не очень доверяют себе, слабовольны, нуждаются в поддержке и признании; 3)защитная: броня, замкнуты, ненавидят старость (зависимость), отказ от активности; 4)позиция враждебности к миру: обвиняют всех в своих неудачах, подозрительны, агрессивны, цепляются за работу как за спасительный круг; 5)враждебности к себе и к своей жизни: пассивны, склонны к депрессии и фатализму, жизнь считают неудавшейся, смерть - как избавление. Особенности познавательной сферы: сущ. мнения 1) нет возрастных различий в интеллекте, пониженная мотивация препятствует проявлению интеллекта; 2) интеллект сниж (подтверждено тестами) (нарушается память, низкие реакции, переключения и перестройки ранее усвоенных связей; снижается уровень чувствительности (зрение, слух, обоняние); измен сенсомоторных, мнемических функций). Особенности соц. контактов: соц. связи - значимые факторы заболеваемости и смертности, соц. поддержка влияет на сост здоровья. Работа и матер. ценности помогают ощущать осмысленность жизни. Соц. представления вынуждают следовать стереотипам. Необходима поддержка здоровья, ощущение любви и заботы близких. Важна семейная роль. Нужно учитывать, что у старика м. уже не остаться в живых друзей. Старение во многом зависит от средовых, соц., и экологических факторов. Проблемы интеграции пожилого чел в общество: С одной стороны сущ потреб более акт-го включ чел в жизнь общества, с другой - стереотип ненужности пожилых людей, кот поддерживается как молодыми, так и самими пожилыми людьми.


Любовь и дружба
В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми, в этом возрасте наблюдаются, в тоже время, определенные различия между юношами и девушками. У девушек потребность в дружеских отношениях возникает раньше, чем у юношей. Девушки более эмоциональны и придают гораздо большее значе ...

Изучение личности в возрастном плане
Изучение личности в возрастном плане определяется входящими в нее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующ ...

Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Для развития самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126]. Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техни ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru