Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Страница 2

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"

Случай первый. Вам нужно прочесть книгу, но вы не знаете, есть ли она в библиотеке. Вы приходите и, как назло, попадаете в час пик. У кафедр толпятся дети, библиотекари заняты, и помочь вам именно сейчас ну никак не могут. Можно настроиться на ожидание. Но если вам знаком алфавитный каталог, ждать не придется. Вы спокойно подойдете к каталогу и сами убедитесь, есть в библиотеке нужная книга или нет. Для этого достаточно знать фамилию автора и название, поскольку все книги занесены в каталог в алфавитном порядке.

Второй случай. Вы забыли фамилию автора, помните только название, но уж его-то совершенно точно. Как быть? Очень просто. Алфавитный каталог состоит из двух частей, вы видите, они отличаются по цвету оформления. В каталоге, оформленном желтым цветом, вам непременно нужна фамилия автора. А для "зеленого" каталога нужно только название, он так и называется: каталог названий

, и названия в нем тоже расположены по алфавиту. "Всадника без головы" вы будете искать на букву "В" в "зеленом" каталоге. На карточке, о которой мы поговорим позже, будет указана и фамилия автора: Майн Рид.

Третий случай таков. Вы очень любите книги Эдуарда Успенского, пять раз перечитали "Чебурашку" и хотите узнать, какие еще книги этого автора есть в библиотеке. Обращаетесь к "желтому" каталогу, поскольку фамилия вам известна, находите ящичек с буквой "У" и извлекаете всю нужную информацию.

Но прежде чем начать объяснения, как же именно извлекается эта информация, я хочу сказать вам несколько слов о том, что же такое, собственно, каталог.

Само слово "каталог" пришло к нам из древней Греции и означает "список, перечень" чего-либо. Возможно, одни из самых древних каталогов дошли до нас благодаря раскопкам Ниневии, великой ассирийской державы.

Велика, богата и могущественна была Ниневия, но в 612 году до н.э. пала, разграбленная и разрушенная вавилонянами и мидянами. Место, где была когда-то Ниневия, осталось необитаемым, а развалины великой столицы оказались погребенными под глиняным холмом Куюнджик.

Когда английский ученый Астон Лэйярд в середине 19 века раскопал Куюнджик, он обнаружил обугленные кирпичи и куски обгорелого дерева: все говорило о гигантском пожаре, в котором погиб город. Какова же была радость ученого, когда среди развалин дворца царя Ашшурбанипала была найдена знаменитая царская библиотека! Вы скажете: не может быть, ведь Ниневия сгорела! Как же могли сохраниться книги? Сможет кто-нибудь объяснить, как такое возможно? (Дети отвечают, что царская библиотека состояла из глиняных табличек).

Совершенно верно. Огонь не погубил, а спас библиотеку: от обжига огнем глиняные таблички стали крепче и не боялись сырости; правда, часть их разбилась при падении стен, но зато те, что сохранились, пролежали под пеплом, песком и землей более 2500 лет…

Кто из вас может сказать, что представляла собой книга в библиотеке Ашшурбанипала? Глиняная табличка совсем невелика: 6,5 см в длину и 3,5 см в ширину. С обеих сторон она исписана клинописными знаками, такими мелкими, что их нужно разглядывать через лупу.

Царская библиотека была очень велика. По приказу Ашшурбанипала целые группы опытных писцов отправлялись в другие города, где при храмах были библиотеки, выбирали там самые интересные книги и тщательно их копировали. Некоторые тексты были настолько древними, что писцы с трудом их понимали. Вообразите только: язык табличек, написанных во времена Хаммурапи на древневавилонском языке, на тысячу лет старше языка, на котором говорили при дворе Ашшурбанипала! Вот так, благодаря просвещенному и честолюбивому царю, а также его безвестным писцам, мы не утратили ценнейшие памятники человеческой культуры. Легко представить, как гордился Ашшурбанипал своей библиотекой.

Каково же было его удивление и гнев, когда обнаружилось, что драгоценные таблички пропадают! Придворные Ашшурбанипала тоже считали себя просвещенными людьми и с удовольствием брали таблички почитать. Кто-то забывал их вернуть, кто-то погибал в бою или на охоте, но печальный факт был налицо: библиотека терпела убыток, а царь ничего не мог с этим поделать: он не знал, сколько книг в его библиотеке! Последовал новый царский приказ. И с тех пор каждая табличка, попадавшая в царскую библиотеку, заносилась в особый список, и на ней выдавливался штамп: "Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии". Этот список, прообраз каталога, содержал название произведения и количество строк в каждом листе-табличке и облегчал поиск нужной книги [См. 21].

Страницы: 1 2 3 4


Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теори ...

Деловые дискуссии
1. Психологические особенности ведения дискуссии. 2. Психологические особенности публичного выступления. 3.Практические упражнения: «Фазовая структура процесса дискуссии», «Предметные позиции», «Ролевая структура», «Правила ведения дискуссии», «Публичное выступление». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ по теме: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛ ...

Свойства внимания
Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения сосредоточенности на объекте внимания на одинаковом качественном уровне. Фактором, существенно влияющим на усто ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru