Понятие «Информационная культура личности»
Страница 2

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Понятие «Информационная культура личности»

В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры.

Второе определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество». [24, C. 133]

Информационная культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях. [29, C. 77]

Третье определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья - культуру труда, быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности. Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.

Содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.

В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние людей многократно усиленное современными техническими средствами информационная культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума.

Страницы: 1 2 3


Понятие, структура и содержание сознания
Сознание– функция головного мозга, сущность которой заключается: 1 сущность – в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную и ...

Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния. Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседнев ...

Что является предметом психологии?
Предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, поведение человека, и феномены неосозноваемой психики. Сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отношениях в окружающем мире; Затем, во времена философской и религиозной мысли. Предметом психологии считалась душа, ее сво ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru