Понятие «Информационная культура личности»
Страница 2

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Понятие «Информационная культура личности»

В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры.

Второе определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество». [24, C. 133]

Информационная культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях. [29, C. 77]

Третье определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья - культуру труда, быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности. Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.

Содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.

В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние людей многократно усиленное современными техническими средствами информационная культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума.

Страницы: 1 2 3


Синтоническая модель общения
1. Синтоническая модель общения. Репрезентативные системы. Типы людей: визуалист, аудиалист, кинестетик, «компьютер». 2. Сенсорная острота. Гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние, пойнтеры в общении. 3. Практические упражнения. НЛП и синтоническая модель общения Название «синтоническая» образовано от слова «син-тони ...

Потребности
Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребность—состояние индивида, которое возникает в условиях переживания и ...

Метод клинической беседы, (интервью)
Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и стру ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru