Понятие «Информационная культура личности»Страница 1
Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований. Однако, на наш взгляд, этот успех в значительной степени будет зависеть и от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Действительно, сегодня, как никогда, наше общество нуждается в грамотном управлении, высококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и задачи общества, но и способных их осуществить, специалистах, имеющих высокую компьютерную грамотность, владеющих новыми информационными технологиями, т.е. высокой информационной культурой. [27, C. 146]
В основе данной концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами: гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией, теорией культуры.
Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.
Третий аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией, документоведением, архивоведением.
Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.
Как комплексное научное направление информационная культура личности свое место находит на пересечении нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования диктует необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая обусловлена сложностью самого феномена - культуры.
Существует множество определений понятий «культура», по-разному его трактующих. Во-первых, культура - это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени. [24, C. 144] Локальные культуры возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.
Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.
В развитии ребенка существуют такие сферы, в которых отражаются наиболее существенные показатели возрастного развития. Одна из них — двигательная сфера. Ребенок, находящийся в условиях детского ,дома, с детства несет на себе явную печать пребывания там. Он мало подвижен, его мимика невыразительна. Уровень овладения двигательными навы ...
Сравнительный анализ результатов обследования
Для того, чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование.
В контрольном эксперименте участвовали те же две группы 2-а класса. В контрольной группе целенаправленной работы по развитию речи не велось, в экспериментальной группе – эта работа проводилась в течение года.
Чтобы убедиться в эффективности используемой нам ...
Группы риска трудовой деморализации
Несомненно, что для любой организации не очень хорошо иметь в коллективе сотрудников, которые входят или потенциально могут входить в так называемую группу риска. Группа риска –
это определённое сообщество, сформированное по конкретному признаку, потенциально или реально представляющее опасность для общества. Главным признаком группы р ...