Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии
Страница 6

Психология » Проблема агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии

Последний тип он разделил на три группы:

- экстрапунитивные реакции – фрустрация приписывается окружающим, агрессия направлена во вне; этой реакции сопутствуют эмоции: гнев и раздражение; экстрапунитивная реакция не всегда является планируемой;

- интрапунитивные реакции – источник фрустрации индивидуум приписывает самому себе, агрессия направлена на себя (самопорицание); здесь соответствующими эмоциями будут чувство вины и раскаяние;

- импунитивные – характеризуются отсутствием агрессии, отрицанием фрустрации.

Теоретические положения, разработанные С. Розенцвейгом, легли в основу широко распространенного фрустрационно-картинного теста.

Т. о., во фрустрационной теории агрессии усматриваются причинно-следственные отношения между агрессией и агрессивностью и поиск внешних причин агрессивного поведения. Агрессия – понимается как форма поведения, а агрессивность – приобретенное личностное качество.

Теория социального научения /А. Бандура/ рассматривает агрессию, как форму поведения, усвоенную в определенных социальных условиях. Наиболее влиятельным представителем этого течения является А. Бандура. В соответствии с данной теорией считается, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, а действия, которые имеют отрицательное подкрепление (например, в процессе наказания) тормозятся. В процессе развития личности положительные и отрицательные внешние подкрепления интереоризируются и становятся субъективными, внутриличностными регуляторами поведения.

Глубинное понимание агрессивного поведения с точки зрения теории социального научения может быть достигнуто при анализе:

1. Способов действий.

2. Факторов, провоцирующих их появление.

3. Условий, при которых они закрепляются.

С этих позиций, агрессивному поведению человек обучается посредством наблюдения за окружающими людьми (в семье, из ближайшего окружения, в средствах масс-медиа) и накапливают свой индивидуальный опыт деструктивного поведения. Можно сказать, что на первый план А. Бандура выдвигает социальное окружение индивида, хотя и не отрицает значения биологических детерминант в формировании агрессии, которые, по его мнению, влияют на тип и скорость усвоения реакций.

Таким образом, в теории агрессии как приобретенной модели поведения агрессивность рассматривается как личностное качество, формируемое в процессе социализации. В агрессивном поведении агрессивность может проявляться не только в качестве психологической защиты, но и как инструмент удовлетворения потребности. Теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

В теории переноса возбуждения /Д. Зильманн/ источником агрессии является в первую очередь внешние причины: позыв или побуждение причинить вред другому человеку. Зильманн отказался от трактования агрессии как инстинктивной потребности и предложил заменить ее понятием возбуждения. Возбуждение, по мнению Зильманна связано с раздражением симпатической нервной системы и является составной частью агрессивной оборонительной реакции ("дерись или убирайся"), эволюционировавшей вследствие своей значимости для выживания. Также им было выдвинуто положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого стимула, усиливая тем агрессивную эмоцию.

Когнитивные модели агрессивного поведения /Л. Берковиц/ помещают в центр рассматривания эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе такого поведения. Большое распространение получила в свое время концепция Л. Берковица, которая основывалась на теории фрустрации. Леонид Берковитц в схему (фрустрация = агрессивность) ввел две переменные гнев и дополнительные пусковые раздражители. Гнев, по его мнению, является решающим и опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Гнев возникает, когда достижение целей, на которое направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако для наступления враждебной агрессии, считает Берковиц, требуется еще запускающие раздражители как факторы направления действия .

Кроме вышеописанных базовых теорий имеются многочисленные варианты. Все указанные концепции имеют свои сильные и слабые стороны, но ни одна из них не может претендовать по своему объяснительному потенциалу на исчерпывающее объяснение агрессивного поведения. Ряд авторов: М.Н. Жарова (2001), О.Ю. Михайлова (2000), А.А. Реан (1999) и др., отмечают, что наиболее доказательными на сегодняшней день являются фрустрационная теория и концепция социального научения агрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Сознание
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Рис. 4. Функции, свойства сознания Р ...

Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом
Структура конфликта: Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми. Стороны конфликта (участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт), группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой). В социальной психологии не рассматриваются внутри ...

Высшие психологические функции
Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. Эти функции не являются врожденными, в отличие от более про ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru