Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии
Страница 3

Психология » Проблема агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии

Попробуем оценить с точки зрения определения агрессии, данного Р. Бероном и Д. Ричардсоном следующие события: заказное убийство; непреднамеренное убийство, например, в результате непроизвольного выстрела из пистолета произошло смертельное ранение невинного человека; эвтаназия (врач отключает системы жизнеобеспечения или делает смертельную инъекцию по просьбе переживающего физические мучения обреченного на смерть больного); ритуальное религиозное убийство. Несомненно, с позиции объекта агрессии (потерпевшего) и стороннего наблюдателя действия агрессора направлены на причинение вреда или ущерба (вплоть до лишения жизни), но, рассматривая проблему с точки зрения субъекта агрессии (причиняющего вред), Ф. С. Сафунов (1999) предлагает различать характер намерения. В одних случаях намерение носит прямой личностный смысл "нанести ущерб" (совпадение мотива и цели), в других – опосредованный, когда актуальная цель носит агрессивный характер, а мотив – нейтральный, например, при заказном убийстве или в целях самообороны. Наибольшие сложности возникают в тех случаях, если намерение можно расценить как альтруистическое – совершается "во благо" (чтобы "не мучались", в ситуациях эвтаназии). При некоторых видах психической патологии отношение мотива к цели может носить искаженный характер. К примеру, в состоянии измененного сознания, когда человек сам призывает произвести с ним ритуал жертвоприношения, в виде сожжения или какой-нибудь другой экзекуции, с целью "изгнания дьявола". С позиции наблюдателя эти действия носят ярко выраженный агрессивный характер, хотя с точки зрения целевой типологии результаты таких действий можно расценивать как "несчастные случаи". Еще большие затруднения взывает применение анализируемого определения к субъективной оценке агрессивных действий с точки зрения объекта агрессии. В ритуальном убийстве человек сам желает, чтобы совершились действия, которые могут привести к смерти. В случаях, когда потерпевшим оказывается новорожденный ребенок, он вообще не может осознанно оценивать действия и намерения других людей.

К. Изард (2000) в определении агрессии использует понятие враждебности. "Агрессия, - пишет Изард, - это физический акт, который может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности, он совершается для того, чтобы причинить ущерб другому человеку (или себе), оскорбить его". В понятие "физический акт" Изард включает как физические, так и вербальные действия. А причиняемый ущерб, по его мнению, может быть и психологическим, и физическим (удар по телу или удар по самолюбию). Т.е., враждебность рассматривается как сложное мотивационное состояние, а агрессия может демонстрироваться состоянием враждебности.

Таким образом, разные авторы в определении агрессии выделяют следующие критерии: применение силы; причинение вреда (ущерба) другому субъекту; мотивационный аспект.

Понятие агрессия и агрессивность не однозначны. В психологическом словаре "готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность". Как полагает А. Басс, агрессивность проявляется в склонности к нападению на других, в косвенных агрессивных реакциях и вербальной агрессии, а также негативизме. Согласно В.П. Пошивалову (1986), под агрессивностью необходимо понимать индивидуальную предрасположенность к агрессивному поведению, готовность совершить агрессивный акт. По определению А.А. Реана (1999), "агрессивность, это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии". По мнению М. Н. Жаровой (2001), агрессивность отражает внутреннюю психологическую готовность с помощью силовых методов достичь имеющейся цели. И подчеркивает, что агрессивность является необходимой составляющей агрессии в любых ее формах. Ю.М. Антонян и В.В, Гульдан (1991) считают, что агрессивность выражается в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий [6].

Т.о. соглашаясь с точкой зрения А.А. Реана (1999), мы считаем, что агрессия есть определенные действия поведения, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Различие между понятиями агрессия и агрессивность важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Анализ результатов
Результаты исследования по методике «Образная память» представлены в таблице 1 и 2. Таблица 1. Результаты методики № 1 «Образная память» у больных не перенесенных ОНМК Уровни Количество испытуемых в % Норма 0 % Ниже нормы 35% Значительно ниже нормы 65% На основании полученных результатов исследо ...

Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие: · готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); · владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); · опыт ...

Чувства
Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru