Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного
поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен
агрессивности в психологииСтраница 7
А. А. Реан (1996; 1999) выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. В широких границах этико-гуманистического подхода агрессию, причинение вреда другому человеку расценивают как зло. Агрессивность, как личностное свойство также считается негативным качеством. Этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в христианской концепции.
Эволюционно-генетический подход объединяет различные концепции: теории выживания вида, психобиологические теории, теории социальной адоптации личности. В данном подходе агрессия как форма поведения и агрессивность как свойство личности ни в коем случае не расценивается как зло.
Таким образом, в современной литературе намечается тенденция к различению понятий агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. При этом агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность как свойство личности. Понятие агрессивности отличают от понятия враждебности. Враждебность – лишь установка, готовность определенным образом воспринимать и оценивать события. Выделяют в особую категорию жестокость как личностную черту, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности как склонности к особо брутальным формам агрессивного поведения.
Агрессивность — довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Как часто мы наблюдаем 7 — 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7—10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию, «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности [16, с. 91].
По мнению психологов, агрессивность — это черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, гак и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленности и т.д.).
Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Если в дошкольном возрасте агрессия может в равной степени вымещаться как на неодушевленные (игрушки, вещи), так и на одушевленные (люди, домашние животные) объекты, го у младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены на нанесение физического или морального вреда живому существу. Школьники могут обижать взрослых (родителей, учителей, просто посторонних людей), своих сверстников и детей, более младших по возрасту, а также животных и птиц. Агрессия может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется » без видимой причины. Так, маленькие живодеры начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, выдирать перья из хвоста пойманной птицы, т. е. проявляют агрессию в отношении тех объектов, которые не наносят, да и не могут нанести им вреда. Но в любом случае, даже если на первый взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, агрессия появляется не на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негативных реакций в поведении ребенка, поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение младшего школьника, давайте попробуем вместе разобраться в причинах его появления.
Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему малышу, часто ли ругаете его, являетесь ли объективным, наказывая? Может быть, ребенок ощущает недостаток вашего внимания и пытается привлечь его любыми доступными ему средствами? Подумайте и о том, как вы ведете себя по отношению к ребенку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь когда вы ссоритесь и ругаетесь с кем-нибудь, вы тоже проявляете агрессивность. «Если мама и папа ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» — думает ребенок, ведь в детском возрасте значительная часть его поведения основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаимодействия с другими людьми. Это один из основных законов формирования социального поведения ребенка.
Исследования Интернет-зависимости
Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологическ ...
Групповая работа со старшеклассниками
Занятие 1. Познакомься сам с собой
Упражнение «Письмо себе любимому».
Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги.
Итак, задание:
— Сейчас вы напишете письмо — письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) — Ты сам. Напиши письмо себе любимому, — а «люб ...
Память и
цереброваскулярные нарушения.
Мнестические расстройства в пожилом возрасте
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато.
Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическ ...