Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии
Страница 7

Психология » Проблема агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии

А. А. Реан (1996; 1999) выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. В широких границах этико-гуманистического подхода агрессию, причинение вреда другому человеку расценивают как зло. Агрессивность, как личностное свойство также считается негативным качеством. Этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в христианской концепции.

Эволюционно-генетический подход объединяет различные концепции: теории выживания вида, психобиологические теории, теории социальной адоптации личности. В данном подходе агрессия как форма поведения и агрессивность как свойство личности ни в коем случае не расценивается как зло.

Таким образом, в современной литературе намечается тенденция к различению понятий агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. При этом агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность как свойство личности. Понятие агрессивности отличают от понятия враждебности. Враждебность – лишь установка, готовность определенным образом воспринимать и оценивать события. Выделяют в особую категорию жестокость как личностную черту, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности как склонности к особо брутальным формам агрессивного поведения.

Агрессивность — довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Как часто мы наблюдаем 7 — 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7—10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию, «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности [16, с. 91].

По мнению психологов, агрессивность — это черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, гак и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленности и т.д.).

Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Если в дошкольном возрасте агрессия может в равной степени вымещаться как на неодушевленные (игрушки, вещи), так и на одушевленные (люди, домашние животные) объекты, го у младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены на нанесение физического или морального вреда живому существу. Школьники могут обижать взрослых (родителей, учителей, просто посторонних людей), своих сверстников и детей, более младших по возрасту, а также животных и птиц. Агрессия может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется » без видимой причины. Так, маленькие живодеры начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, выдирать перья из хвоста пойманной птицы, т. е. проявляют агрессию в отношении тех объектов, которые не наносят, да и не могут нанести им вреда. Но в любом случае, даже если на первый взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, агрессия появляется не на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негативных реакций в поведении ребенка, поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение младшего школьника, давайте попробуем вместе разобраться в причинах его появления.

Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему малышу, часто ли ругаете его, являетесь ли объективным, наказывая? Может быть, ребенок ощущает недостаток вашего внимания и пытается привлечь его любыми доступными ему средствами? Подумайте и о том, как вы ведете себя по отношению к ребенку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь когда вы ссоритесь и ругаетесь с кем-нибудь, вы тоже проявляете агрессивность. «Если мама и папа ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» — думает ребенок, ведь в детском возрасте значительная часть его поведения основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаимодействия с другими людьми. Это один из основных законов формирования социального поведения ребенка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка. Понятие кризисных ситуаций и их виды
Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217]. В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к с ...

Каковы основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии?
В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии - гештальпсихология (целостная форма, структура). Гештальтисты утверждают, что сознание- это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Они заявляли первичность ...

Дневник психолога
Я проходила практику в ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 VIII вида Невского района Санкт-Петербурга. Познакомилась со школьниками в возрасте от 8 до 13 лет в количестве 10. Из них 2 девочки, 8 мальчиков. Обследуемые дети из 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. У всех детей диагноз: умственная отсталость ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru