Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии
Страница 1

Психология » Проблема агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен агрессивности в психологии

В современной психологии проблема агрессивности личности является биполярным явлением. С одной стороны агрессивность, как качество личности является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. В "норме" она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым. Но ее чрезмерное или недостаточное проявление может иметь отрицательные последствия. Гиперагрессивность может проявляться в агрессивном поведении (драках, ссорах, оскорблениях, психическом насилии, провокации конфликтов, разрушительных действиях, патологическом фантазировании). Гипоагрессивность – приводит к податливости, ведомости, конформности, пассивности поведения. Многие исследователи как отечественные, так и зарубежные (Вагенас Э.(1995), Егошкин Ю.В. (1995), Паренс Г. (1997), Петров (1999) и др.) указывают на то, что гипер- и гипоагрессивность требует разработки коррекционных технологий, направленных либо на ее понижение, либо повышение, до условно нормального уровня, который бы не разрушал саму личность и не причинял вред окружающим людям.

В начале XXI века тема агрессии остается популярной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За последние годы возросло число статей и книг, конференций и симпозиумов, посвященных вопросам изучения агрессии и агрессивности личности.

"Проблема агрессии человека отмечает М. Н. Жарова, - на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих" [4, с.3]. "Различные формы человеческого поведения, относимые в современной науке к феномену агрессии, отмечались и подвергались научному анализу уже первыми мыслителями древности (Аристотель, Платон, Сократ, Заратустра и их последователями). В более поздние века практически все мыслители в большей или меньшей степени касались проблемы насилия, враждебности, зла, агрессии" [4, с. 4]. Специалисты практически всех наук о человеке – нейрофизиологи, антропологи, этнографы, генетики, психологи, социологи, юристы, криминалисты, психиатры, занимаются изучением агрессии и агрессивности. Каждая дисциплина выделяет собственный ракурс анализа. Т. Г. Румянцева (1991а), рассматривая понятие агрессивности в современной зарубежной психологии, справедливо замечает, что один и тот же термин – в данном случае "агрессия" – может иметь совершенно разные значения в различных науках. "Биологи при описании агрессии акцентируют внимание главным образом на ее целях и функциях – адаптивных и неадаптивных. Нейрофизиологи изучают нервные механизмы, лежащие в основе этого поведения. Психиатры собирают данные об агрессии у людей с серьезными нарушениями психики. Психологи рассматривают ее в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах, которые могут быть непосредственно наблюдаемы. Социологи заняты исследованием того, какие общественные условия порождают такой вид поведения" [9, с.82]. В рамках психологического изучения агрессии и агрессивности, проявлений антисоциального поведения, существует многообразие взглядов и подходов к пониманию этих феноменов. Данная проблема рассматривалась в разных аспектах:

- в психологии личности : А. Адлер (2000), А. Бандура (2000), , Л. Берковиц (2001), Н.Д. Левитов (1972), Л. М. Семенюк (1990), Е. В. Саенко (1995), З. Фрейд (1992), Э. Фромм (1998), Х. Хеккаузен (1986), и др.);

в детской, возрастной психологии: Э. Вагенас (1995), И. А. Фурманов (1996), О. В. Гордякова (1999), Ю. В. Егошкин (1995), С. А. Заваржин (1993), Е. О.Смирнова (2002), Г. Р. Хузеева (2002), С. Ю. Чижова (2001) и др.;

в медицинской психологии, психиатрии: Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева (1990, 1999, 2000); Ю.Б. Можгинский (1999), Г. Незнанов (1993;1994), Г. Ниссен (1992), В.П. Пошивалов (1986; 1987), С.Д. Соловьева (1993), , С.Л. Соловьева (1995; 1996), М.В. Чеховская (1997) и др.;

в философии: Т. Г. Румянцева (1982; 1991; 1992), М. Н. Жарова (2001) и др.;

На современном этапе развития науки формируется понимание того, что агрессия человека – феномен, являющийся предметом междисциплинарного исследования. Междисциплинарное исследование "есть объединение знаний, методов, средств и профессиональных навыков специалистов различных дисциплин в изучении некоторого общего для них объекта" [6, с.70]. В статье Т. Г. Румянцевой (1991) указывается на то, что человеческая агрессивность относится к классу явлений, которые могут быть изучены только при помощи объединенных усилий целого ряда научных дисциплин – как естественных, так и социальных. Н. Г. Незнанов (1994) в своей исследовательской работе отмечает, что "за последнее десятилетие сформировалась самостоятельная междисциплинарная наука – агрессология, которая ставит своими целями объединение и координирование научных исследований в области изучения механизмов формирования агрессии, способов ее регуляции и контроля" [7, с.3].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...

Акцентуация характера
Психиатрические (клинические) классификации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или «акцентуированных» черт, определяющих особый душевный склад личности.[3] Акцентуация – это значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляет ...

Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках математики. Формирование творческих элементов у младших школьников в процессе индивидуальной работы на уроках математики
Идея индивидуального подхода к ученикам в процессе обучения принадлежит к вечным проблемам школы и является важнейшим из общедидактических принципов, необходимость реализации которого в школьной практике объясняется тем, что формирование личности ребенка возможно только путем индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения - это п ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru