Анализ и оценка результатов социологического опроса
по городу МоскваСтраница 3
Наименьшее число суицидальных намерений и попыток самоубийств наблюдается, как видим, в областном центре, наибольшее — в деревнях и селах Московской области. И еще один факт, чем мельче населенный пункт и меньше численность проживающих в нем жителей, тем выше риск совершения самоубийства.
Наиболее распространенными причинами самоубийств в сельской местности являются: хроническая безработица на селе, постоянная ее угроза в малых и средних городах области, прогрессирующая бедность, углубление материального и социального неравенства, наиболее остро затронувшие провинциальную молодежь, блокирование возможностей достижения желаемых социальных позиций при отсутствии четких и всеми соблюдаемых правил игры в экономической и политической жизни общества вызвали общее разочарование, чувство незащищенности и тем самым способствовали распространению образцов самодеструктивного поведения.
Уровень жизни и материальное благосостояние - это еще один "структурный" фактор, часто обсуждаемый в связи с проблемой самоубийств. В целом по группе обследованных, как выяснилось, материально-экономический фактор не обладает большой дифференцирующей силой. Люди, живущие в материально обеспеченных и в депривированных семьях, примерно в одинаковой мере склонны к совершению суицидальных действий. Однако в обеих этих группах наблюдается более выраженная установка на суицид по сравнению с категорией среднеобеспеченных, где показатель суицидальной готовности значительно ниже (табл. 6).
Таблица 6 Суицидальные установки в различных возрастных группах молодежи в зависимости от уровня благосостояния, %
Возрастные группы |
Субъективная оценка материального положения | ||||
Очень хорошее |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Очень плохое | |
14–17 лет 18–29 лет Вся молодежь |
10,5 21,4 17,0 |
8,8 11,9 11,1 |
6,4 7,2 7,0 |
33,1 11,1 14,3 |
0,0 0,0 0,0 |
Значимой переменной, дифференцирующей установки на самоубийство, является возраст респондентов. Так, в группе подростков самая высокая суицидальная готовность наблюдается у выходцев из бедных семей. Неравенство в распределении доходов острее переживается в подростковом возрасте. Оно усиливает разрыв между целями и средствами их реализации, рождает чувство ущербности, неверие в возможность достижения жизненного успеха; все это повышает уровень социальной аномии. Эти данные еще раз подчеркивают роль депривационных факторов в активизации механизмов суицидального поведения. Для представителей старших возрастных групп молодежи характерна иная тенденция: интенсивность установок на самоубийство нарастает по мере повышения уровня жизни респондентов. В результате приемлемость суицида в материально благополучных семьях здесь намного выше, чем в депривированных. По данным опроса, посвященному молодежным суицидам, отмечается, что самоубийства чаще всего происходят в неполных семьях, а также в семьях, не имеющих детей. Известно, что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в детском и подростковом возрасте, так или иначе связаны с семьей, семейным окружением и внутрисемейными конфликтами.
Таблица 7 Удельный вес респондентов, имеющих опыт суицида, в зависимости от их брачно-семейного статуса, %
Брачный статус |
Тип родительской семьи | ||
Женат/замужем |
Холост/не замужем |
Полная |
Неполная |
8,3 |
7,5 |
7,5 |
8,7 |
Исследование, проведенное в Московской области, показывает, что 75,0% опрошенных молодых людей, имеющих опыт совершения суицида, на момент покушения проживали в полных семьях и лишь 25,0% — с одним из родителей, чаще с матерью. Однако уровни суицидальности у респондентов этих групп примерно одинаковы (табл. 7). Следовательно, формальные характеристики родительской семьи не играют принципиальной роли в формировании суицидальных установок и не позволяют понять механизмы возникновения суицидальности в молодежной среде. Анализируя результаты опроса, обнаружены также более интенсивные установки на совершение суицида в семьях с неблагоприятным психологическим климатом (табл. 8).
Культура
Культура представляет собой положительный потенциал, уровень прогресса в развитии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве совокупности материальных и духовных ценностей.
Рис. 6. Культура в системе социальных категорий
Рис. 7. Структура соц ...
Использование заданий творческого характера на
уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...
Организация и проведение экспериментального
исследования, анализ его результатов
Констатирующий эксперимент
Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребности в творчестве.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития творческих элементов у младших шко ...