Анализ и оценка результатов социологического опроса
по городу МоскваСтраница 3
Наименьшее число суицидальных намерений и попыток самоубийств наблюдается, как видим, в областном центре, наибольшее — в деревнях и селах Московской области. И еще один факт, чем мельче населенный пункт и меньше численность проживающих в нем жителей, тем выше риск совершения самоубийства.
Наиболее распространенными причинами самоубийств в сельской местности являются: хроническая безработица на селе, постоянная ее угроза в малых и средних городах области, прогрессирующая бедность, углубление материального и социального неравенства, наиболее остро затронувшие провинциальную молодежь, блокирование возможностей достижения желаемых социальных позиций при отсутствии четких и всеми соблюдаемых правил игры в экономической и политической жизни общества вызвали общее разочарование, чувство незащищенности и тем самым способствовали распространению образцов самодеструктивного поведения.
Уровень жизни и материальное благосостояние - это еще один "структурный" фактор, часто обсуждаемый в связи с проблемой самоубийств. В целом по группе обследованных, как выяснилось, материально-экономический фактор не обладает большой дифференцирующей силой. Люди, живущие в материально обеспеченных и в депривированных семьях, примерно в одинаковой мере склонны к совершению суицидальных действий. Однако в обеих этих группах наблюдается более выраженная установка на суицид по сравнению с категорией среднеобеспеченных, где показатель суицидальной готовности значительно ниже (табл. 6).
Таблица 6 Суицидальные установки в различных возрастных группах молодежи в зависимости от уровня благосостояния, %
Возрастные группы |
Субъективная оценка материального положения | ||||
Очень хорошее |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Очень плохое | |
14–17 лет 18–29 лет Вся молодежь |
10,5 21,4 17,0 |
8,8 11,9 11,1 |
6,4 7,2 7,0 |
33,1 11,1 14,3 |
0,0 0,0 0,0 |
Значимой переменной, дифференцирующей установки на самоубийство, является возраст респондентов. Так, в группе подростков самая высокая суицидальная готовность наблюдается у выходцев из бедных семей. Неравенство в распределении доходов острее переживается в подростковом возрасте. Оно усиливает разрыв между целями и средствами их реализации, рождает чувство ущербности, неверие в возможность достижения жизненного успеха; все это повышает уровень социальной аномии. Эти данные еще раз подчеркивают роль депривационных факторов в активизации механизмов суицидального поведения. Для представителей старших возрастных групп молодежи характерна иная тенденция: интенсивность установок на самоубийство нарастает по мере повышения уровня жизни респондентов. В результате приемлемость суицида в материально благополучных семьях здесь намного выше, чем в депривированных. По данным опроса, посвященному молодежным суицидам, отмечается, что самоубийства чаще всего происходят в неполных семьях, а также в семьях, не имеющих детей. Известно, что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в детском и подростковом возрасте, так или иначе связаны с семьей, семейным окружением и внутрисемейными конфликтами.
Таблица 7 Удельный вес респондентов, имеющих опыт суицида, в зависимости от их брачно-семейного статуса, %
Брачный статус |
Тип родительской семьи | ||
Женат/замужем |
Холост/не замужем |
Полная |
Неполная |
8,3 |
7,5 |
7,5 |
8,7 |
Исследование, проведенное в Московской области, показывает, что 75,0% опрошенных молодых людей, имеющих опыт совершения суицида, на момент покушения проживали в полных семьях и лишь 25,0% — с одним из родителей, чаще с матерью. Однако уровни суицидальности у респондентов этих групп примерно одинаковы (табл. 7). Следовательно, формальные характеристики родительской семьи не играют принципиальной роли в формировании суицидальных установок и не позволяют понять механизмы возникновения суицидальности в молодежной среде. Анализируя результаты опроса, обнаружены также более интенсивные установки на совершение суицида в семьях с неблагоприятным психологическим климатом (табл. 8).
Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
1. Изучение программы и литературы, специфики аудитории; выбор темы и цели
2. Подбор литературы по списку
3. Изучение литературы и отбор содержания (стилистическая правка)
4. Выбор типа лекции
5. Написание плана лекции или самой лекции
6. Подбор наглядных пособий ...
Принятие решений. Волевые расстройства
В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.
Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.
1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый ...
Особенности депривации психического развития в младенчестве
Дети, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных сре ...