Психологические особенности и основы эффективности профессионального
общения сотрудников ОВД.Страница 3
Эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности.
При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:
- направленность /потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы/;
- операциональные особенности поведения /знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения/;
- качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;
- психологические свойства и процессы /особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности/;
-социально-психологические особенности поведения /социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности/;
- биопсихические свойства /темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства/.
Основными способами построения психологического портрета в процессе профессионального общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.
Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.
Рефлексия основывается на познании и оценке работником органов правопорядка своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планов поведения.
Стереотипизация строится на основе переноса выявленных в практике сотрудника типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.
Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.
Второй этап профессионального общения характеризуется действиями работника органов правопорядка, направленных на создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.
Д. Гриндер и Р. Бэдлер - создатели теории нейролингвистического программирования - отмечают, что имеется три основных входных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинестатическое чувство / представляющее собой комплекс ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве и т.п./.
Каждый человек имеет наиболее часто применяемую им репрезентативную систему из числа трех указанных систем, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека. Недостаточный учет ведущей репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию , трудностям во взаимодействии.
Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания
неудачи
Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность.
Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функ ...
Структура современной психологии
Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией.
Отрасли:
по характеру деятельности - ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА (в том числе и правоохранительной деятельности) изучает психологические особенн ...
Классификация методов психологического исследования
Методы психологии– совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологии:
1. Организационные(определяют способ организации психологического исследования):
- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.
- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяже ...
