Классификация методов психологического исследования
Методы психологии– совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологии:
1. Организационные(определяют способ организации психологического исследования):
- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.
- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода
- комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук
2. Эмпирические(методы сбора первичной информации):
- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);
-эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);
-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).
Виды тестов:
1. по форме проведения – индивидуальные, групповые
2. по цели – для отбора, для распределения, для классификации
3. по изучаемому признаку – тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)
- анкетирование (личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов – восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)
- анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)
биографический метод
3. Обработки данных
(позволяют произвести количественную обработку первичной информации):
- количественный – способы статистической обработки информации
- качественный – дифференциация материала по группам, анализ
4. Интерпретационные(различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):
- генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.
-структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления
5. Воздействия (коррекции)
– приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью:
- аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ.
Вспомогательный прием - самонаблюдение – человек сам наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли при решении математической задачи).
Сущность и типы конфликтов
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие. Буквально конфликт означает «столкновение». Обычно с конфликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, попытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматривается как явление негативное и нежелательное, которого следует избегать. Так считали представители ...
Бихевиоризм изнутри
Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (например, оперантное научение Скиннера). С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнен ...
Функционально-ролевая совместимость партнёров, (социально-психологический
уровень)
Функционально-ролевая совместимость – один из ведущих в современной психологии семьи подходов к семейной совместимости. Функционально-ролевая совместимость ориентирована на согласованность представлений членов семейного союза о своих ролях и функциях в семье.
Содержанием семейно-ролевой области супружеских отношений является сотрудниче ...