Классификация методов психологического исследования

Психология » Предмет и задачи психологии » Классификация методов психологического исследования

Методы психологии– совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Методы психологии:

1. Организационные(определяют способ организации психологического исследования):

- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.

- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода

- комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук

2. Эмпирические(методы сбора первичной информации):

- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);

-эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);

-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).

Виды тестов:

1. по форме проведения – индивидуальные, групповые

2. по цели – для отбора, для распределения, для классификации

3. по изучаемому признаку – тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)

- анкетирование (личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов – восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)

- анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)

биографический метод

3. Обработки данных

(позволяют произвести количественную обработку первичной информации):

- количественный – способы статистической обработки информации

- качественный – дифференциация материала по группам, анализ

4. Интерпретационные(различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):

- генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

-структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления

5. Воздействия (коррекции)

– приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью:

- аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ.

Вспомогательный прием - самонаблюдение – человек сам наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли при решении математической задачи).


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru