Приложения
Страница 4

Патологическим этот механизм становится тогда, когда воз­никает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия

— это делание себе того, что человек первона­чально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направ­ляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, а его личность делится на действующего и испытывающего воздействие. В психоанализе этот способ защиты описан как «обратные чувства». Это проис­ходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непре­одолимым. Но оно сначала оказывается непреодолимым, а по­том начинает казаться непреодолимым при фиксации этого способа прерывания контакта. Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Ин­троекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании де­структивных импульсов, временном ограничении, соответству­ющем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия стано­вится особенностью характера, возникает ступор из-за противо­положных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального по­ведения, направленного в среду.

Дефлексия

— способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение че­ловека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отно­шения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вы­зывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

Полярности

. Разные части личности действуют в разных направлениях. В этой «войне частей» применяются разные средства: одна часть может критиковать, осуждать другую, на­блюдать за ней, наказывать, а другая тем временем — саботи­ровать действия первой. Они «делят территорию» и «поселя­ются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет се­бя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в слу­чае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного ме­ханизма.

Зрелость

. Перлз определяет зрелость, или психическое здо­ровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулиро­вания средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремле­ние получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние рав­новесия. Условием достижения этого равновесия является осо­знавание иерархии потребностей. Основной составляющей рав­новесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Название процесса Определение процесса Функции процесса Виды процесса (классификации) Свойства (качества, характеристики) процесса Примеча ния Ощущение Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы 1. ...

Архетип смерти
Раньше большинство западных психологов и философов считали, что нормальный человек представляет смерть и рождение как уникальные события в своей жизни. Популярность Дум-образных компьютерных игр говорит о том, что современный человек легко и комфортно принимает концепцию множества смертей и рождений одной личности. Их этого следует, что ...

Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса. Цель урока: развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя. Для достижения этой цели ст ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru