Приложения
Страница 2

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате сосредоточе­ния индивидуума на средней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в се­бе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструк­тивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллекту­ализировать там, где нужно просто осознать настоящее.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания на­стоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознава­нии настоящего.

Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и развил по­нятие континуума осознавания. Поддержание континуума (не­прерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень про­стым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации . и континуум прерывается.

Осознавать, по Перлзу, означает фиксировать внимание на по­стоянно возникающих и исчезающих в собственном воображе­нии фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и ми­ром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фанта­зий, Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важ­ность осознания первых двух зон — себя и внешнего мира.

Защитные функции

. В основе всех нарушений лежит ограни­чение способности индивида к поддержанию оптимального рав­новесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организ­ма. В гештальт-терапии описываются пять наиболее часто встре­чающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удов­летворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, про­екция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Эти формы наруше­ний часто называются также сопротивлениями или защитными механизмами.

Защитные механизмы — это такие маневры и способы мыш­ления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавить­ся от болезненного эмоционального материала. Некоторой ана­логией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии яв­ляется прерывание контакта со средой.

Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является переживание. В этом смысле чувство — это целостный сигнал об отношении потребности и среды. Для того чтобы переживать, организм должен поддер­живать в себе определенный уровень возбуждения, необходи­мый для обнаружения в среде предмета потребности. Но, к сожа­лению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция — способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает бо­лезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вооб­ще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или на­правляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Избегая обнаружения этих чувств и переживаний, человек пытается как бы не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Причины агрессии, её виды и механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...

Особенности развития эмоционально – волевой сферы подростка.
1. Тест школьной тревожности Филлипса. Мальчики Девочки Низкая тревож ность Повышен ная тревож ность Высокая тревож ность Низкая тревож ность Повышенная тревож ность Высокая тревож ность Школьно – социальная тревожность 100% 0% 0% 80,76% 19,24% 0% Тревожность в школе 9 ...

Поведение как предмет психологического изучения. И.М.Сеченов как основоположник науки о поведении. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны). ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru