Приложения
Страница 1

Приложение 1.

Основные понятия гештальт-терапии

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость[122].

Отношение фигуры и фона.

В процессе саморегуляции здо­ровый человек из всего обилия информации выбирает ту, кото­рая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на зад­ний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Фредерик Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирую­щей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только по­требность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гешталь­тов является естественным ритмом жизнедеятельности орга­низма, посредством которого он поддерживает свой динамиче­ский баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае ге­штальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отре­агирован и не может уступить место другому. Такая неотреагиро­ванная потребность становится, по Перлзу, причиной многих не­завершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К при­меру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут прояв­ляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализо­вать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем.

Основным усло­вием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

«Нет ничего, — учил Перлз, — кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее . Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз вме­сте с тем подчеркивал, что есть контактная граница между ин­дивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможен как кон­такт со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, от­ход — его завершением.

Движущей силой этого ритма (контакт-отход) Перлз считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию ко­торого в данный момент направлены все усилия организма.

Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внеш­него мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, ког­да пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потреб­ности, когда надеваем свитер, ощущая холод.

У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов
Констатирующий эксперимент Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребности в творчестве. Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития творческих элементов у младших шко ...

Этноцентризм
С точки зрения социальной психологии можно определить три основные линии исследования психологии классов: · психологические особенности разных конкретных классов (работников, селян, буржуазии и т.д.); · характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи; · соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов кла ...

Характерологический опросник Леонгарда
1 -, 12-, 23-, 34-, 45+, 56-, 67-, 78+, 2 +, 13+, 24+, 35-, 46-, 57+, 68+, 79+, 3+, 14-, 25-, 36+, 47+, 58+, 69-, 80-, 4 +, 15+, 26+, 37+, 48-, 59+, 70-, 81+, 5 -, 16-, 27+, 38+, 49+, 60-, 71+, 82+, 6 -, 17+, 28+, 39+, 50+, 61+, 72+, 83-, 7 -, 18+, 29+, 40+, 51+, 62-, 73-, 84+, 8 +, 19+, 30+, 41-, 52+, 63-, 74-, 85-, 9 +, 20+, 3 ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru