Приложения
Страница 3

Стиль жизни человека во многом зависит от того, какие при­оритеты у него устанавливаются в его специфических способах прерывания взаимодействия со средой. Эти способы прерыва­ния контакта обычно приводят к потере функции выбора.

Слияние

— механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, разли­чий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собст­венной потребности. Одна из проблем слияния — ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же — это своего рода игра, в которой ско­ванные одной цепью партнеры заключили соглашение не спо­рить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а второй испыты­вает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как преры­вания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции

человек пассивно принимает то, что предла­гает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, шко­лы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Ког­да мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он ис­пользует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддер­жание интроецированных ценностей.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хо­чет (если он вообще замечает эти отличия). Даже когда интроек­ция успешна, то есть между ней и жизнью есть согласие, человек утрачивает собственный выбор, то есть его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает аг­рессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, как будто все существующее незыблемо, и он должен воспринимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечат­лений он выделяет только то, что соответствует прошлому опыту. При интроекции неприятие неизбежных различий между людь­ми на самом деле является непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет челове­ка немедленно все сглатывать, лень не позволяет делать работу, требующую больших усилий, жадность стремится получить все как можно больше и быстрее. Все эти тенденции ведут к интроек­ции. Когда в процессе терапии интроективный человек мобили­зует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. В то вре­мя как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к изменению. Если интроещия — ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.

Следующий защитный механизм или тип прерывания кон­такта, прерывания возбуждения, направленного в среду, — проекция

. Ее определение близко к этому же защитному механиз­му, который описан в психоанализе.

Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать и посту­пать так. Это «не должен», конечно, интроекция, и в этом смыс­ле проекция всегда «сидит» на базе какой-нибудь интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собст­венные чувства и поступки, а приписывает их другим. В резуль­тате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его ре­альными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основа­но на неприятии того, что он сам так относится к другим людям. Или представления об отвержении другими могут быть проек­цией собственного неосознанного их отвержения. В проекции человек осознает импульс и осознает объект в среде, но не отож­дествляет себя со своим намерением и не осуществляет его, так что он теряет ощущение того, что это вообще его импульс. Вме­сто действия он прерывает возбуждение и стоит неподвижно, ожидая решения своих проблем извне. Однако проекция не все­гда противоречит контакту. Проецирование — это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек уз­нает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Основные течения социальной психологии
К середине 30-х гг. и далее не один десяток лет социальная психология как самостоятельная отрасль знания уже не существует. В Большой советской энциклопедии 1957 г. социальная психология характеризуется как одна из ветвей буржуазной психологии, которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением. Ко ...

Социальные особенности развития
Социальный ряд развития показывает движение от общества к личности, процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладение общественно необходимыми знаниями, нормами и ценностями и включение в общественно-производственную деятельность. В социальном аспекте рассматриваемая возрастная фаза (14-15 лет) – это продолжен ...

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru