Проблема методов исследования профессионально-важных качеств сотрудников МВД. Методы психологического исследования и их классификация
Страница 1

Психология » Методы исследования профессионально важных качеств сотрудников МВД » Проблема методов исследования профессионально-важных качеств сотрудников МВД. Методы психологического исследования и их классификация

С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Правда, термин “метод” может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике - проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности - близнецовый метод (уровень 4).

Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив “методы" на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.),

2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

С.Л. Рубинштейн в “Основах общей психологии” [Рубинштейн С.Л., 1946] в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на “внешнее” и “внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, “родственно-идеологические” связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова [Пирьов Г.Д., 1985]. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное - непосредственное и опосредованное, субъективное - непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.

Б.Г. Ананьев [Ананьев Б.Г., 1977] подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные нами выше);

2) эмпирические;

3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.

К организационным методам Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

Страницы: 1 2


Социально-психологический подход к совместимости в контексте проблемы аттракции
Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви.(12). В рамках социально-психологического подхода психологами изучались факторы, способствующие возникновению аттракции и выступающие как условия привлекательности партнёра. Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важны не только в ...

Воля и волевые процессы
Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланирован-ности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии ...

Белок не обнаружен
Система-резус связана с присутствием в крови специфических белков (в составе эритроцитов). У 85% людей эти белки имеются — их кровь называется резус-положительной, а у 15% они не обнаруживаются и кровь соответственно считается резус-отрицательной. Плохо это или хорошо? Такая особенность обретает смысл лишь в определенных обстоятельствах ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru