Семья как единица психологического анализа
Страница 1

Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [цит. по 64, с.10].

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

1. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества.

2. Семья - важнейшая форма организации личного быта.

3. Семья - супружеский союз.

4. Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.

В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое» [50, с.27].

По определению В.В.Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [55, с.18].

Семья как малая социальная группа, указывает И.В.Гребенников, имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:

♦ наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

♦ частичное различие в интересах и установках членов семьи;

♦ наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

♦ включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;

♦ отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах;

♦ многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;

♦ особая открытость, уязвимость членов семьи.

♦ поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);

♦ уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);

♦ уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям) [16, с.84].

Ученые указывают, что важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов [64, с.13]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

Страницы: 1 2 3 4


Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теори ...

Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общ ...

Диагностика и индивидуальная работа со старшеклассниками
Диагностика учащихся проводится на каждом этапе коррекционной деятельности. Для удобства обработки и экономии времени можно разработать специальные бланки для некоторых методик, диагностирующих индивидуальные характеристики старшеклассников. Самоанализ по методу «Я должен . Я не могу . Я боюсь .» может проводиться как в индивидуальной ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru