Диагностика формирования толерантного поведения подростков.
Страница 3

Психология » Способы формирования толерантности у подростков » Диагностика формирования толерантного поведения подростков.

В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимей для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимости от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности, расположенные в зависимости от полученных ими значений образуют, таким образом, иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в редине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т. е. они больше, чем другие, подвержены влиянию стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности.

На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших класс отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Следует при этом иметь в виду, что, как показывают исследования, для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦО равняется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типов может быть значительно больше.

Устойчивость полученных характеристик ЦО учащихся достигается повторным обследованием тех же школьников по этой же методике, которое нужно провести спустя 2—3 недели. При этом следует изменить порядок расположения ценностей в экспериментальном бланке.

В заключение нужно отметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовом обследовании учащихся. В случае индивидуальной работы с учениками целесообразно использовать специальные карточки с выписанными на каждой из них отдельными ценностями.

В этом случае необходимо требовать от испытуемого обязательного распределения отдельно терминальных и инструментальных ценностей по 16 рангам. Оба способа использования предложенной методики позволяют также установить половые различия в особенностях формирования ценностных ориентации у учащихся старших классов.

Приложение № 1.

Бланк I (Т-ценности)

Задание 1

Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл.1)

Таблица 1.

Список основных целей (к заданию 1)

Содержание целей (ценностей) жизни

Балл от 5 до 1

Самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

Здоровье (физическое и психическое)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)

Интересная работа

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Свобода, как независимость в поступках и действиях

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Хорошие и верные друзья

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Общественное признание(уважение окружающих, коллег)

Активная, деятельная жизнь

Равенство (братство, равные возможности для всех)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Последний рывок
Последний период наступает примерно через 30 минут, это рождение последа или плаценты, которая так долго защищала и питала малыша. Вследствие сокращения матки послед отделяется от ее стенок, акушерка предложит вам еще раз потужиться, и вы родите плаценту. После этого врач осматривает плаценту с материнской стороны, обращая внимание на е ...

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проб
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека — ...

Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд о ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru