Диагностика формирования толерантного поведения подростков.
Страница 2

Психология » Способы формирования толерантности у подростков » Диагностика формирования толерантного поведения подростков.

Таким образом, по степени сформированности этого психологического механизма все испытуемые могут быть распределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная струи ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО.

При анализе данных об умении учащихся дифференцировать необходимо учитывать, что для старшего подросткового и раннего юношеского возраста характерна более дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку испытуемых по этому параметру следует вести прежде всего по результатам ранжирования терминальных ценностей.

Как показали проведенные исследования, для школьников VIII—X классов московских школ типичным может быть такое количественное распределение по выделенным выше группам.

Таблица 1.

Особенности дифференциации системы оценок

Особенности дифференциации

Количество учащихся в классе

8 класс

9 класс

10 класс

Высокая

7

40

45

Низкая

28

23

20

Отсутствует

65

37

35

Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированности ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).

Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии — группировку данных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценностям). Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по данной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного — 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретические аспекты изучения детских тревожности и способы их коррекции. Природа и генезис детской тревожности
Что же такое «тревожность»? В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указ ...

Метод эксперимента в психологии
Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека – путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод – это совокупность приемов и ...

Характеристика жизненных перспектив в период взрослости
Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно, хорошо? Все стремятся к "хорошей" жизни, находя все новые и новые способы достижени ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru