Динамика и особенности развития мотивационной сферыСтраница 6
- мало осознанны, что проявляется в непонимании школьника, что и почему ему нравится в данном предмете;
- слабо обобщены, то есть, направлены на отдельные стороны учения, на отдельные факты или способы действий;
- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (ответ в задаче), а не на способы учения.
Все эти особенности обусловливают снижение уровня мотивации учения младшего школьника [16, с. 129]
Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы.
Эта тенденция к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы объясняется рядом факторов. Снижение интереса к учению заметно в тех классах, в которых преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, там, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В качестве причин снижения интереса к учению В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях. Наконец, нужно отметить, что некоторое снижение мотивации учения носит закономерный характер: удовлетворена потребность дошкольника учиться, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению [11, с. 174]. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:
- готов к принятию целей, задаваемых учителем;
- научается определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени;
- может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем.
Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время. Отсутствуют умения сопоставить намечаемые цели со своими возможностями, что является одной из причин отрицательного отношения к учению и школе.
Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему [11, с. 179]. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности с взрослыми и сверстниками;
- потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;
- стремление подростка к самостоятельности;
- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;
- возрастание определенности и устойчивости интересов;
- развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника).
Негативные особенности мотивации подростка:
- незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;
- проявление внешнего безразличия к мнению других;
- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности;
- неустойчивость интересов, их смена, чередование;
- осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных [11, с. 174].
Чем же характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте? Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями:
- может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу;
- умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения;
- умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями;
- формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.
Способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить «взрослые» цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.
Биофизическое развитие человека
Возрастная периодизация
Стадия
Возраст
Особенности
младенчество (1)
0
– 1
Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кише ...
Особенности организации и методика проведения занятий по психологии
(лекция, семинарские и практические занятия)
Для того, чтобы знания были наиболее полно усвоены, необходимо варьировать занятия по психологии, максимально активизируя учебную деятельность студента.
В вузах принято по базовым дисциплинам проводить следующие виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. Они не являются альтернативными.
На лекции излагается наиболее сложный ...
Методы исследования в психологии
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и ...