Динамика и особенности развития мотивационной сферы
Страница 6

Психология » Исследование возрастных мотивационных особенностей » Динамика и особенности развития мотивационной сферы

- мало осознанны, что проявляется в непонимании школьника, что и почему ему нравится в данном предмете;

- слабо обобщены, то есть, направлены на отдельные стороны учения, на отдельные факты или способы действий;

- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (ответ в задаче), а не на способы учения.

Все эти особенности обусловливают снижение уровня мотивации учения младшего школьника [16, с. 129]

Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы.

Эта тенденция к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы объясняется рядом факторов. Снижение интереса к учению заметно в тех классах, в которых преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, там, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В качестве причин снижения интереса к учению В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях. Наконец, нужно отметить, что некоторое снижение мотивации учения носит закономерный характер: удовлетворена потребность дошкольника учиться, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению [11, с. 174]. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:

- готов к принятию целей, задаваемых учителем;

- научается определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени;

- может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем.

Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время. Отсутствуют умения сопоставить намечаемые цели со своими возможностями, что является одной из причин отрицательного отношения к учению и школе.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему [11, с. 179]. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности с взрослыми и сверстниками;

- потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;

- стремление подростка к самостоятельности;

- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;

- возрастание определенности и устойчивости интересов;

- развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника).

Негативные особенности мотивации подростка:

- незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;

- проявление внешнего безразличия к мнению других;

- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности;

- неустойчивость интересов, их смена, чередование;

- осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных [11, с. 174].

Чем же характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте? Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями:

- может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу;

- умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения;

- умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями;

- формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.

Способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить «взрослые» цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
Существуют несколько основных критериев, по которым, как правило, оценивают кандидатов в управленческие команды. 1. Профессиональные навыки и успешный опыт работы в соответствующей сфере бизнеса. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. выделяют следующие требования к навыкам и способностям людей, необходимым для их эффективной ...

Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п. Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосов ...

Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение \ и творчество
Воображение – психич процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение - психич пр-с, выражающийся: 1) в построении образа средств и конеч рез-та предметной деят-ти субъекта; 2) в создании программы повед-я, когда проблемн ситу ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru