Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы
Страница 1

Основы психологии » Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы

под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

факты поведения

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл, Наконец, это поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.

Психол П возникла в начале 20 в после кризиса в психол (произошла смена предмета психол). Им стало не сознание – Вундт, а П чел – основоположником был Джон Уотсон. Направление получило название – бихевиоризм. Он считал, что психол должна изучать не сознание, а П чел, т.е. внешн проявления психич деят-ти чел. Он утверждал, что сознание не входит в категорию научных понятий, т.к. не существует научных методов изучения сознания. Научный метод должен быть объективным (не зависеть от экспер-ра) и воспроизводимым. Факты П: 1. Все внешн проявления физиол процессов – поза, мимика, интонации, взгляды, мышечное напряжение и др.; 2. Отдельные движения и жесты – кивок, подталкивание, сжимание руки и др.; 3. Действия как более крупные акты П, имеющие опред смысл – просьба, приказ и др.; 4. поступки – еще более крупные акты П, кот имеют общественное или соц значение, связанное с нормами П. В научных понятиях Уотсона П – это система р-ций. Для его изучения, он предлагал расчленить П на простейшие поведенческие р-ции. Предлагал изучить св-ва и посмотреть, как на основании этих р-ций формируются более сложные акты П. Он считал, что поведенческая р-ция подходит под формулу S (стимул) – R (р-ция). Он объявляет отношение S – R единицей П и ставит задачи:

1. выявить и описать типы р-ций

2. исследовать процесс их образования

3. изучить законы образования сложного

4. по стимулу предсказывать р-цию (П) и наобор, по р-ции заключать о вызвавшем ее стимуле

В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по 5 предсказывать R, а по R заключать об S. бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека.

Дж. Уотсон выделяет реакции врожденные и приобретенные. Типы р-ций:

Врожденные – чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения и др.

Приобретенные. Уотсон обращается к работам И.П. Павлова и Б.М. Бехтерева и принимает концепцию усл рефл-сов в кач-ве естественнонаучной базы психол теории. Все новые р-ции приобретаются путем обусловливания. Схема образования усл рефл-са: безусл стимул (Sb) вызывает безусл р-цию (Rb). Если безусл стимулу предшествует действие нейтрального усл стимула (Sy), то через некот кол-во сочетаний нейтрального и безусл стимулов действие безусл стимула оказывается ненужным: безусл р-цию начинает вызывать усл стимул.

Образование усл р-ций по Уотсону: сложные р-ции образуются путем образования комплексов безусл р-ций (первый безусл стимул вызывает первую безусл р-цию, второй – вторую, третий – третью; а потом все безусл стимулы заменили на один усл стимул (А), в рез усл стимул вызывает сложный комплекс р-ций). Все чел действия и есть, по мнению Уотсона, сложные цепи, или комплексы р-ций.

Если усл стимул сочетается с безусл, то происходит новая р-ция.

S1 – R1, S2 – R2, S3 – R3, далее S1, S2, S3 – заменили на A, в итоге А – R1, R2, R3

Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S — R для объяснения поведения: как правило, «S» и «Л» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма 3. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Страницы: 1 2


Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше время подавляющее большинств ...

Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация ...

Общая характеристика мотивационной сферы личности
Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Мотивация—система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами, мотивация — это сов ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru