Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы
Страница 1

Основы психологии » Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы

под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

факты поведения

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл, Наконец, это поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.

Психол П возникла в начале 20 в после кризиса в психол (произошла смена предмета психол). Им стало не сознание – Вундт, а П чел – основоположником был Джон Уотсон. Направление получило название – бихевиоризм. Он считал, что психол должна изучать не сознание, а П чел, т.е. внешн проявления психич деят-ти чел. Он утверждал, что сознание не входит в категорию научных понятий, т.к. не существует научных методов изучения сознания. Научный метод должен быть объективным (не зависеть от экспер-ра) и воспроизводимым. Факты П: 1. Все внешн проявления физиол процессов – поза, мимика, интонации, взгляды, мышечное напряжение и др.; 2. Отдельные движения и жесты – кивок, подталкивание, сжимание руки и др.; 3. Действия как более крупные акты П, имеющие опред смысл – просьба, приказ и др.; 4. поступки – еще более крупные акты П, кот имеют общественное или соц значение, связанное с нормами П. В научных понятиях Уотсона П – это система р-ций. Для его изучения, он предлагал расчленить П на простейшие поведенческие р-ции. Предлагал изучить св-ва и посмотреть, как на основании этих р-ций формируются более сложные акты П. Он считал, что поведенческая р-ция подходит под формулу S (стимул) – R (р-ция). Он объявляет отношение S – R единицей П и ставит задачи:

1. выявить и описать типы р-ций

2. исследовать процесс их образования

3. изучить законы образования сложного

4. по стимулу предсказывать р-цию (П) и наобор, по р-ции заключать о вызвавшем ее стимуле

В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по 5 предсказывать R, а по R заключать об S. бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека.

Дж. Уотсон выделяет реакции врожденные и приобретенные. Типы р-ций:

Врожденные – чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения и др.

Приобретенные. Уотсон обращается к работам И.П. Павлова и Б.М. Бехтерева и принимает концепцию усл рефл-сов в кач-ве естественнонаучной базы психол теории. Все новые р-ции приобретаются путем обусловливания. Схема образования усл рефл-са: безусл стимул (Sb) вызывает безусл р-цию (Rb). Если безусл стимулу предшествует действие нейтрального усл стимула (Sy), то через некот кол-во сочетаний нейтрального и безусл стимулов действие безусл стимула оказывается ненужным: безусл р-цию начинает вызывать усл стимул.

Образование усл р-ций по Уотсону: сложные р-ции образуются путем образования комплексов безусл р-ций (первый безусл стимул вызывает первую безусл р-цию, второй – вторую, третий – третью; а потом все безусл стимулы заменили на один усл стимул (А), в рез усл стимул вызывает сложный комплекс р-ций). Все чел действия и есть, по мнению Уотсона, сложные цепи, или комплексы р-ций.

Если усл стимул сочетается с безусл, то происходит новая р-ция.

S1 – R1, S2 – R2, S3 – R3, далее S1, S2, S3 – заменили на A, в итоге А – R1, R2, R3

Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S — R для объяснения поведения: как правило, «S» и «Л» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма 3. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Страницы: 1 2


Что изучает социальная психология?
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, ...

Заключение.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувств ...

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Проблема малой группы является наиболее разработанной проблемой в социальной психологии. Перед тем как дать определение малой группы, рассмотрим историю ее исследования. В самых ранних исследования в США в 20-е гг. выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других. Акцент делался именно на факте про ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru