Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы
Страница 2

Основы психологии » Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством. Закономерности поведения: Торндайк: по нему за исходный момент двигательного акта принимался не внешний импульс, а проблемная ситуация. Тогда связь S-R характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнений. Основания своего подхода он сформулировал в нескольких законах: 1. Законы упражнений, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. 2. Закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. 3. Закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же реакцию. Этот шаг отразил «закон эффекта»: если частота, сила и смежность являлись механическими детерминантами, то под эффектами понимались особые состояния, присущие биопсихическому уровню детерминации поведения. Закон эффекта гласил: «любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта. Напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, так, что когда она вновь возникает, появление этого акта становится менее вероятным. Из этого следовало, что результат действия оценивается организмом и в зависимости от этой оценки, связи между S и R закрепляются. Скиннер 1938 – оперантные р-ции. Классическое и оперантное обуславливания являются универсальными механизмами научения, общими для чел и жив-х. Если действие подкрепляются, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большей легкостью и постоянством, с помощью стимулов можно «лепить» любое П чел. Эти выводы были следствием игнорирования сознания. Эта теория просуществовала до 50-х г. XX в. Затем появился необихев-м. Основоположник – Толмен. Он сказал, что описывать простую поведенческую р-цию по Уотсону нельзя, т.к. формула не учитывает внутр состояний чел, т.к. на один и тот же стимул могут даваться разные р-ции. Ввел новый параметр О – промежуточные переменные S – О – R – внутр переживания чел (желания, знания, цели).

Заслуги бихев-ма:

· внес в психол сильный материалистический дух – естественнонаучный путь развития;

· ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий;

· расширился класс исследуемых объектов (П жив-х, доречевых младенцев);

· продвинуты отдельные разделы психол (проблемы научения, образования навыков).

Недостатки бихев-ма:

· сближение психики жив-го и чел;

· игнорирование сознания;

· недоучет сложности психич деят-ти чел.

Страницы: 1 2 


Характеристики сознания
В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики. 1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. ...

Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный), ...

Функции эмоций
- Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта). - Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо я ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru