Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы
Страница 2

Основы психологии » Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством. Закономерности поведения: Торндайк: по нему за исходный момент двигательного акта принимался не внешний импульс, а проблемная ситуация. Тогда связь S-R характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнений. Основания своего подхода он сформулировал в нескольких законах: 1. Законы упражнений, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. 2. Закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. 3. Закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же реакцию. Этот шаг отразил «закон эффекта»: если частота, сила и смежность являлись механическими детерминантами, то под эффектами понимались особые состояния, присущие биопсихическому уровню детерминации поведения. Закон эффекта гласил: «любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта. Напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, так, что когда она вновь возникает, появление этого акта становится менее вероятным. Из этого следовало, что результат действия оценивается организмом и в зависимости от этой оценки, связи между S и R закрепляются. Скиннер 1938 – оперантные р-ции. Классическое и оперантное обуславливания являются универсальными механизмами научения, общими для чел и жив-х. Если действие подкрепляются, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большей легкостью и постоянством, с помощью стимулов можно «лепить» любое П чел. Эти выводы были следствием игнорирования сознания. Эта теория просуществовала до 50-х г. XX в. Затем появился необихев-м. Основоположник – Толмен. Он сказал, что описывать простую поведенческую р-цию по Уотсону нельзя, т.к. формула не учитывает внутр состояний чел, т.к. на один и тот же стимул могут даваться разные р-ции. Ввел новый параметр О – промежуточные переменные S – О – R – внутр переживания чел (желания, знания, цели).

Заслуги бихев-ма:

· внес в психол сильный материалистический дух – естественнонаучный путь развития;

· ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий;

· расширился класс исследуемых объектов (П жив-х, доречевых младенцев);

· продвинуты отдельные разделы психол (проблемы научения, образования навыков).

Недостатки бихев-ма:

· сближение психики жив-го и чел;

· игнорирование сознания;

· недоучет сложности психич деят-ти чел.

Страницы: 1 2 


Концептуальные положения. Сущность и специфика творческой деятельности.
"В своих мыслях, где-то в себе он открывает новый, более чудесный мир. А далее необходимо найти себя в обществе, себя в человеке, себя в мире" – так характеризует В.Леви ступени творчества. Будучи еще детьми, мы начинаем мыслить творчески. Каждая ситуация для нас была новая и требовала нового (творческого) подхода, решения. ...

С помощью чего осуществляется социальный контроль?
Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же напротив, собственным усилиям и способнос ...

Конфликты. Понятие и сущность конфликтов
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru