Понятие ощущений. Cвойства и закономерности ощущений

Психология » Предмет и задачи психологии » Понятие ощущений. Cвойства и закономерности ощущений

Ощущение

– это процесс первичной переработки информации, которая представляет собой непосредственное, чувственное отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. (Напр. мы в походе, рано утром просыпаемся, слышим щебетание птиц, шум леса, всплески воды, видим солнышко, чувствует бодрящую свежесть – это вызывает у нас разные ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, температурные).

Свойства и закономерности ощущений:

1. Адаптация– приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. (напр. зрительная адаптация наблюдается при переходе человека из ярко освещенного помещения в темноту, вначале ничего не видно, а затем он постепенно начинает различать очертания предметов; температурная – при входе в реку в первый момент вода кажется очень холодной, но вскоре мы уже не ощущаем холода).

2. Контраст– слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителями, а сильные уменьшают эту чувствительность. (напр. – после горького вкусового ощущения обычная вода кажется сладковатой; серый квадрат на белом фоне будет казаться темнее).

3. Пороги ощущений– характеризует интервал от минимальной величины раздражителя, начинающего вызывать ощущение (нижний порог) до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается (верхний порог). (напр. – мы не ощущаем тиканья ручных часов, находящихся в другом конце комнаты, а начинаем слышать это тиканье при приближении к часам на известное расстояние, когда сила слухового раздражения достигает определенной величины. Момент возникновения первого ощущения – еле заметного тиканья часов – и будет абсолютным порогом слухового ощущения)

4. Сенсибилизация– повышение чувствительности анализаторов в связи с повышение возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. (напр. – обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит, музыка также влияет на вкусовые ощущения).

5. Последовательные образы

– продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.


Психический инфантилизм
Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутро ...

Источники, движущие силы и закономерности психического развития
Выготский: психическое развитие относится к непреформирующему способу развития, т.е. не определен ни результат, ни стадии. Преформирующий – с самого начала определен и задан конечный результат и стадии. Псих. развитие – особый процесс внутри непроформ. типа, т.к. существует детерминанта, к-я задаёт конечный результат и стадии. Это урове ...

Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.
В развитии ребенка существуют такие сферы, в которых отражают­ся наиболее существенные показатели возрастного развития. Одна из них — двигательная сфера. Ребенок, находящийся в условиях дет­ского ,дома, с детства несет на себе явную печать пребывания там. Он мало подвижен, его мимика невыразительна. Уровень овладе­ния двигательными навы ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru