Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Основы психологии » Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Глубинная психол – выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, возникшее в нач 20 в. Первое открытие: психику нельзя сравнивать с сознанием. Это больше включает и бессознательное. Фрейд выделил в психике чел 3 сферы: Сознание – соответствует реальности; Предсознательное – скрытые, латентные знания, кот чел располагает, но в данный момент они в сознании не присутствуют; Бессознательное – знания не осознаются, очень сильны и оказывают влияние на наши действия, состояния. С трудом переходят в сознание, из-за механизмов вытеснения и сопротивления (ф-ции сознания). Психич жизнь чел определяется его влечениями – это сексуальная энергия (либидо), кот есть даже у младенца, хотя в детстве проходит ряд стадий, из-за соц запретов эти переживания вытесняются из сознания. Эти переживания живут в бессознательном, имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, но тем не менее прорываются в искаженной форме: это сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы (истерия). В психоан-зе был разработан метод выявления бессознательных аффективных комплексов (анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений). Теория лич-ти по Фрейду: Оно (ид – бессознательное, инстинкты, кот стремятся к удовлетворению), Я (эго – компонент психич аппарата, ответственный за принятие решений, стремится удовлетворить желания ид, подчиняется принципу реальности, т.е. отсрочка удовлетворения до подходящего момента), Сверх Я (супер эго – не врожденное, соц ценности, нормы). Сознание (эго) – арена борьбы м/ду ид и супер эго. Механизмы для смягчения конфликта: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация, отрицание, реактивное образование и др. Фрейд – признавал существование 2-х основных гр инстинктов, кот тоже м/ду собой ведут борьбу. Инстинкт жизни (Эрос): включает в себя все силы, служащие для поддержания жизненно важных процессов и обеспечивают размножение вида (энергия либидо); инстинкт смерти (Танатос): включает в себя все силы, в основе кот лежат проявления жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Стадии по Фрейду: оральная (удовольствие от кусания, сосания)(0-18 мес); анальная (фекальные удовольствия)(1,5-3 года); фаллическая (Эдипов комплекс, комплекс Электры )(3-6 лет); латентная (сублимация либидо в дейт-ть)(6-12 лет); генитальная (интерес к противоположному полу)(пубертат). Если происходит фиксация ребенка на какой-то из стадий, формируются опред негативные черты хар-ра. Юнг и Адлер не согласились с Фрейдом: Юнг – либидо (энергия бессознательного) – это не сексуальная энергия, а психич, кот в течение жизни проявляется по-разному в разные периоды (диффузная творческая, жизненная сила, проявляющаяся разными путями – религия, стремление к власти). Адлер – главный инстинкт – силы – стремление к превосходству, совершенству. И Адлер и Юнг соглашались с Фрэйдом по поводу вытеснения переживаний (это желания, аффекты, мысли, кот неприемлимы сознанию (причины неприемлимости: 1) соц-культурная неприемлимость; 2) травмы субъекта). Содержание бессознательного всегда энергетически заряжено (т.е. стремится вырваться наружу). Эта энергия бессознательного является основным двигателем чел поведения и его лич-ти. Все влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Психич и соц развитие каждого чел идет через установление баланса м/ду инстинктами и культурными нормами. Т.о. сознание и лич-ть чел должны идти на компромисс м/ду бессознательным и соц нормами. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Юнг: Душа по Юнгу состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное безссознательное. Эго – центр сферы сознания. Представляет компонент PSYCHE, включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благод кот мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Основа нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, кот когда-то осознавались, но теперь подавлены, забыты. Материал личного бессознательного доступен для осознания. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков. В нем содержится все духовное наследие чел эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивида. Вводит понятие архетипов коллективного бессознательного – врожденные идеи или воспоминания, кот предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события опред образом. В действительности, это не воспоминания или образы, а факторы, под влиянием кот люди реализуют в своем поведениии универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Архетипы: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть. Наиб важные архетипы: Персона – «маска» - это публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с др людьми (множество ролей). Персона – это сознательное отождествление, т.е. «Я есть это». Тень – представляет подавленную темную, дурную и животную сторону лич-ти. Тень точное отражение персоны в нашем бессознательном (каждому любому нашему сознательному отождествлению в тени соответствует такая же противоположность – добро-зло). Тень проявляется двумя способами: 1) проекции (мы не можем увидеть в окр мире то, чего у нас нет); 2) личные состояния с кот мы не можем справиться. Часть работы с тенью – признание существования в себе др, признание того, что не все мы в своей власти. Тень источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала. При работе с ней повышается уровень психол силы. Самость – наиб важный архетип, сердцевина лич-ти. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, чел ощущает единство, гармонию, целостность. Анима (представление внутр образа женщины в мужчине) и Анимус (наобор). Анима и Анимус должны быть выражены в чел гармонично, не тормозить процесс развития лич-ти в самореализации. Процесс индивидуации – восстановление целостности. Адлер: организовал консультирование родителей и детей – семейная консультация. Инициатор создания клиники детей с отклонениями, где бы к ним относились как к нормальным. Не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсирвать дефект занимают центральное место в лич-ти и выступают фактором развития каждого чел. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление чел к преодолению в форме превосходства, власти над окр. Все это приводит к образованию механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, кот ведет весь поток душевной активности в опред направлении (складывается к 4-5 годам: стиль жизни), зависит от семейной ситуации, матери. Три гр условий, способствующих появлению чувства неполноценности: 1) физический недостаток; 2) неправильное воспитание (изнеженные дети); 3) неправильное воспитание (бессердечные дети).


Индивидуальные особенности
Потребности людей отличаются разной выраженностью: - модальностью (в чем нужда), - силой (степенью потребностной напряженности), - остротой (степенью переживания неудовлетворенности). Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям ...

Приложения
Приложение 1 Анкета на больных перенесенных ОНМК Мохова В. В., 64 года, стаж заболевания 1 год, инвалидность II группы. Ишемическая болезнь сердца. Живет в поселке, одна в однокомнатной квартире. Леонова Т.Д. 67 лет, стаж заболевания 5 лет, инвалидность II группы. Живет в городе, в квартире с детьми. Левшина А.Д. 69 лет, стаж заболе ...

Речь. Функции речи
В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей. Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлени ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru