Состояния сознания. Неосознаваемые процессы
Страница 1

Психология » Предмет и задачи психологии » Состояния сознания. Неосознаваемые процессы

Состояния сознания:

-эмоциональные состояния (больше в литературе при описании состояний героев, их переживаний, эмоций)

- устойчивые состояния (спокойно о чем-то думаем, о каком-то ярком образе)

- изменчивые состояния (переход от одной мысли на другую)

- произвольные (процессы сознания организуются и направляются субъектом)

- непроизвольные (процессы сознания происходят как бы сами собой)

Неосознаваемые процессы (3 класса):

1.

неосознаваемые механизмы сознательных действий - многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни:

а)неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля; это врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка - напр. сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба);

б)явления неосознаваемой установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении – напр. ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку, спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку - это тоже моторная установка, когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии – умственная установка;

в)неосознаваемые сопровождения сознательных действий - неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия – напр. человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает, нарезая хлеб я двигаю челюстями как бы помогая, но не замечаю этого - непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций (слезы, дрожь, расширения зрачка), сопровождающих действия и состояния человека.

2.

неосознаваемые побудители сознательных действий - они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме; эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда - создал свою теорию бессознательного - сознание, предсознание (те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют –напр. вспомнили имя дедушки по отцу, хотя о нем не думали) и бессознательное – то, что не осознается, находятся вытесненные желания, влечения, переживания, находятся инстинкты – жизни (сексуальные влечения), смерти (если что-то не получается, мы говорим, застрелимся, повесимся – как бы стремимся к смерти), находятся мысли, желания, которые мы считаем непристойными, находятся материалы, которые не совместимы с нашим сознанием;

3.

"надсознательные" действия - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.

.- напр. заняты решением проблемы, о которой думаем изо дня в день в течение длительного времени. Это жизненно важная проблема, очень затронула, вызвала мучительные размышления, колебания, сомнения. Думая над проблемой, мы перебираем и анализируем различные впечатления и события, высказываем предположения, проверяем их, спорим с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется - как будто пелена падает с глаз. Иногда это случается неожиданно, спонтанно, мы приобретаем абсолютно новый взгляд на решение проблемы, о которой раньше не задумывались, это ведет к новому повороту в нашей жизни. Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

Страницы: 1 2


Какие стадии проходит человек в процессе формирования умений?
Умение- это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или иное другое действ ...

Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы моти ...

Выводы
1. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий. 2. Для комбатантов характерно наличие психической травмы, как результата воздействия психотравмирующих раздражителей. 3. Для военнослужащих, получивших ранения ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru