Методика исследования сенсомоторного уровня речиСтраница 1
1.
Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение
· Ба – па -па – ба –
· Са - за - за – са –
· Жа – ща - ща – жа –
· Са – ша - ша – са -
· ла – ра - ра – ла -
· ма – на –ма - на – ма - на –
· да - та – да - та – да – та –
· га – ка – га - ка – га – ка –
· за – са – за - са – за - са –
· жа – ша – жа - ша - жа – ша –
· са – ша – са - ша - са – ша –
· ца – са – ца - са – ца – са –
· ча – тя – ча - - тя – ча – тя –
· ра – ла – ра - ла – ра – ла –
В начале предъявляется первый член пары ( ба –па) затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом ( ба- па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно ( ба – па – ба – па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2.
Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
· Губы в улыбке;
· Губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;
· Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
· Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта., рот приоткрыт;
· Язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
· Щелканье языком;
· «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
· «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
· «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
· чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 –5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4 – 5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение; 0,25 балла - выполнение с ошибками - длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов - не выполнение движения.
3.
Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:
· Собака – маска – нос;
· Сено – василек – высь;
· Замок – коза;
· Зима – магазин;
· Цапля – овца – палец;
· Шуба – кошка – камыш;
· Жук – ножи;
· щука – вещи – лещ;
· чайка – очки – ночь;
· рыба – корова – топор;
· река – варенье – дверь;
· лампа – молоко – пол;
· лето – колесо – соль.
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков ( Б, П, Д, Т, Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи, представится в ходе дальнейшего обследования.
С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета,
его цвет, запах?
Ощущения- это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психи ...
Цикл О-В-И
Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка – выбор – исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситу ...
Архетип смерти
Раньше большинство западных психологов и философов считали, что нормальный человек представляет смерть и рождение как уникальные события в своей жизни. Популярность Дум-образных компьютерных игр говорит о том, что современный человек легко и комфортно принимает концепцию множества смертей и рождений одной личности. Их этого следует, что ...
