Методика исследования сенсомоторного уровня речи
Страница 1

Психология » Коррекционная работа с детьми с задержкой речи » Методика исследования сенсомоторного уровня речи

1.

Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

· Ба – па -па – ба –

· Са - за - за – са –

· Жа – ща - ща – жа –

· Са – ша - ша – са -

· ла – ра - ра – ла -

· ма – на –ма - на – ма - на –

· да - та – да - та – да – та –

· га – ка – га - ка – га – ка –

· за – са – за - са – за - са –

· жа – ша – жа - ша - жа – ша –

· са – ша – са - ша - са – ша –

· ца – са – ца - са – ца – са –

· ча – тя – ча - - тя – ча – тя –

· ра – ла – ра - ла – ра – ла –

В начале предъявляется первый член пары ( ба –па) затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом ( ба- па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно ( ба – па – ба – па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2.

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

· Губы в улыбке;

· Губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;

· Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

· Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта., рот приоткрыт;

· Язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

· Щелканье языком;

· «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

· «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

· «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

· чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 –5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4 – 5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение; 0,25 балла - выполнение с ошибками - длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов - не выполнение движения.

3.

Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

· Собака – маска – нос;

· Сено – василек – высь;

· Замок – коза;

· Зима – магазин;

· Цапля – овца – палец;

· Шуба – кошка – камыш;

· Жук – ножи;

· щука – вещи – лещ;

· чайка – очки – ночь;

· рыба – корова – топор;

· река – варенье – дверь;

· лампа – молоко – пол;

· лето – колесо – соль.

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков ( Б, П, Д, Т, Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи, представится в ходе дальнейшего обследования.

Страницы: 1 2


Видимая и невидимая стороны насилия
Теперь мы можем представить иную концепцию взгляда, разработанную и изложенную в лакановской версии психоанализа. Лакан проводит различие между зрением (eye) и взглядом (gaze), между геометрическим измерением видения и измерением взгляда. Как разъясняет это Аленка Зупанчич (Alenka Zupaniic), с одной стороны, существует "геометричес ...

Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося. В н ...

Типология характера К. Юнга
Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного вн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru