Основные методологические принципы научной психологии
Страница 1

Основы психологии » Основные методологические принципы научной психологии

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. Для психол характерны следующие принципы: 1. Принцип детерминизма, 2. Принцип развития, 3. Принцип системности, 4. Принцип активности, 5. Принцип сознания и поведения. 1. Указывает причинную обусловленность психич явлений, чем определяются те или иные психич явления (напр, биологизаторские теории: психич явления определяются природой наследственных механизмов; др определяют психич явления различными факторами внешн окр среды). 2. Развитие – закономерное, направленное и необратимое изменение во времени. Развитие психики реализуется в разных формах: 1) в форме филогенеза – это становление психич структур в ходе биол эволюции вида; 2) онтогенез – это формирование в течение жизни отдельного организма; 3) социогенез – развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Развитие эмоц-волевой сферы, лич-ти и межлич-тных отношений, обусловленных особ-тями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза является развитие восприятия, мышления, ценностей, нормативного поведения у представителей разных культур; 4) микрогенез – это формирование и динамика образов восприятия, представления, памяти, понятий, эмоц состояний, опред движений, определяемые наличной ситуацией и разворачивающиеся относительно в небольшой интервал времени. Высшие генетически поздние формы психики развиваются на основе низших более ранних. Когда кол-ные изменения переходят в кач-ные. Каждая ступень психич развития обладает своим кач-ным своеобразием. Принцип развития обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного и того же чел существуют разные уровни (наряду с логическим мышлением имеется ирациональное). 3. Основным объектом психол исследований является чел, сложнейшая из известных науке систем. По уровню сложности эта система уступает только общ-ву. Чел включен во многие системы реальной действительности. Связи отношений чел с окр миром разнообразны, а потому и многообразны и его кач-ва. Для определения места, кот занимают психол кач-ва, нужно рассмотреть совокуп-ть систем, образующих бытие чел и являющихся основаниями его кач-в. а) Соц система, служащая основанием соц кач-в индивида, является сложным образованием, кот включает множество подсистем разного уровня (чел выступает как член семьи, представитель опред класса, нации, народа и т.д.). Многообразие подсистем, в которые включен индивид, обуславливает и многообразие его соц кач-в. Важно отметить, что соц система не только определяет психол св-ва лич-ти, но и влияет на развитие психич процессов. б) Биол система (принцип системности в анализе нейрофизиол основ психики). Он развит в теории ф-циональной системы (П.К. Анохин) и в теории динамической локализации психич ф-ций (А.Р. Лурия). С позиции этого подхода целостные психич и элементарные нейрофизиол процессы сопоставляются не прямо, а через анализ обще мозговых системных механизмов, через системные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в ф-циональную систему поведенческого акта. Психич рассматривается здесь в связи с исследованием интеграции элементарных нейрофизиол процессов. в) Физич система. Среда выступает перед чел как вещно-оформленная. Возникает вопрос как механические, оптические, акустические, химические и иные св-ва объективно существующих предметов отражаются в ощущениях и восприятии. Необходимость ориентировки живого организма в окр среде привела к тому, что в процессе биол эволюции сформировались специализированные анатомически дифференцированные, аппараты (органы чувств), обеспечивающие отражение механических, физич и химических св-в предметов и явлений окр мира. Ломов считает, что природа психич может быть понята только на основе системного подхода. Т.е. рассмотрение психич в том множестве внешн и внутр отношений, в кот оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены многочисленные области психол науки. Дифференциация совр психол – связана с углублением изучения выбранной части (или аспекта). Интеграция – по мере изучения проблемы, требуется выход за пределы одной области в др (напр, инженерная психол обращается к психофизиол труда). 4. По Бернштейну. 5. В отеч психол рассматривается принцип неразрывности сознания и поведения, исходя из принципа теории деят-ти. (смотри вопрос 10) 1. Действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели (т.е. желаемого рез), но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. 2. Действие – это акт поведения, взаимосвязанный с сознанием. Вывод: неразрывность сознания и поведения. В др направлениях, напр в бихев-ме поведение было предметом психол, когда сознание игнорировалось вообще.

Страницы: 1 2 3


Фундаментальные методы исследования сотрудников МВД
Напомним, что к фундаментальным методам исследования сотрудников МВД относятся многоориентированные методики. Тест Кеттелла (Кеттела).16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.16 ФЛО-187-A Назначение теста Оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Иструкция к тесту Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут ...

Методы управления конфликтами. Структурные методы разрешения конфликтов.
Существуют две группы методов (способов) управления кон­фликтными ситуациями — структурные и межличностные. Структурные методы разрешения конфликта включают: • разъяснение требований к работе; • использование координационных и интеграционных меха­низмов; • установление общеорганизационных комплексных целей; • использование системы ...

Между желанием и потребностью
Если опыт бытия под взглядом является ключевым для конституирования современного субъекта, мы должны задаться вопросом, где же находится этот мистический Другой. Шефердсон говорит, что взгляд вводит измерение, "которое сосредоточено в самих границах символического порядка, в том смысле, что взгляд отмечает "границы формализаци ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru