Основные методологические принципы научной психологии
Страница 1

Основы психологии » Основные методологические принципы научной психологии

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. Для психол характерны следующие принципы: 1. Принцип детерминизма, 2. Принцип развития, 3. Принцип системности, 4. Принцип активности, 5. Принцип сознания и поведения. 1. Указывает причинную обусловленность психич явлений, чем определяются те или иные психич явления (напр, биологизаторские теории: психич явления определяются природой наследственных механизмов; др определяют психич явления различными факторами внешн окр среды). 2. Развитие – закономерное, направленное и необратимое изменение во времени. Развитие психики реализуется в разных формах: 1) в форме филогенеза – это становление психич структур в ходе биол эволюции вида; 2) онтогенез – это формирование в течение жизни отдельного организма; 3) социогенез – развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Развитие эмоц-волевой сферы, лич-ти и межлич-тных отношений, обусловленных особ-тями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза является развитие восприятия, мышления, ценностей, нормативного поведения у представителей разных культур; 4) микрогенез – это формирование и динамика образов восприятия, представления, памяти, понятий, эмоц состояний, опред движений, определяемые наличной ситуацией и разворачивающиеся относительно в небольшой интервал времени. Высшие генетически поздние формы психики развиваются на основе низших более ранних. Когда кол-ные изменения переходят в кач-ные. Каждая ступень психич развития обладает своим кач-ным своеобразием. Принцип развития обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного и того же чел существуют разные уровни (наряду с логическим мышлением имеется ирациональное). 3. Основным объектом психол исследований является чел, сложнейшая из известных науке систем. По уровню сложности эта система уступает только общ-ву. Чел включен во многие системы реальной действительности. Связи отношений чел с окр миром разнообразны, а потому и многообразны и его кач-ва. Для определения места, кот занимают психол кач-ва, нужно рассмотреть совокуп-ть систем, образующих бытие чел и являющихся основаниями его кач-в. а) Соц система, служащая основанием соц кач-в индивида, является сложным образованием, кот включает множество подсистем разного уровня (чел выступает как член семьи, представитель опред класса, нации, народа и т.д.). Многообразие подсистем, в которые включен индивид, обуславливает и многообразие его соц кач-в. Важно отметить, что соц система не только определяет психол св-ва лич-ти, но и влияет на развитие психич процессов. б) Биол система (принцип системности в анализе нейрофизиол основ психики). Он развит в теории ф-циональной системы (П.К. Анохин) и в теории динамической локализации психич ф-ций (А.Р. Лурия). С позиции этого подхода целостные психич и элементарные нейрофизиол процессы сопоставляются не прямо, а через анализ обще мозговых системных механизмов, через системные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в ф-циональную систему поведенческого акта. Психич рассматривается здесь в связи с исследованием интеграции элементарных нейрофизиол процессов. в) Физич система. Среда выступает перед чел как вещно-оформленная. Возникает вопрос как механические, оптические, акустические, химические и иные св-ва объективно существующих предметов отражаются в ощущениях и восприятии. Необходимость ориентировки живого организма в окр среде привела к тому, что в процессе биол эволюции сформировались специализированные анатомически дифференцированные, аппараты (органы чувств), обеспечивающие отражение механических, физич и химических св-в предметов и явлений окр мира. Ломов считает, что природа психич может быть понята только на основе системного подхода. Т.е. рассмотрение психич в том множестве внешн и внутр отношений, в кот оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены многочисленные области психол науки. Дифференциация совр психол – связана с углублением изучения выбранной части (или аспекта). Интеграция – по мере изучения проблемы, требуется выход за пределы одной области в др (напр, инженерная психол обращается к психофизиол труда). 4. По Бернштейну. 5. В отеч психол рассматривается принцип неразрывности сознания и поведения, исходя из принципа теории деят-ти. (смотри вопрос 10) 1. Действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели (т.е. желаемого рез), но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. 2. Действие – это акт поведения, взаимосвязанный с сознанием. Вывод: неразрывность сознания и поведения. В др направлениях, напр в бихев-ме поведение было предметом психол, когда сознание игнорировалось вообще.

Страницы: 1 2 3


Чувства
Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само ...

Сознание как высшая форма психического отражения
Сознание (по Вундту) – есть сумма переживаемых мною в данный момент состояний или содержаний, о кот я непосредственно в данный момент знаю. С (по Локку) – как опред процесс рефлексии, кот развивается на опред уровне развития. С – это коллективное и совместное знание о себе и мире, кот есть у каждого из нас, кот представлены с помощью зн ...

Источники подростковой агрессии
В литературе называют следующие источники подростковой агрессии. Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru