Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач
Формы:
1. Понятие (отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные)
2. Суждение (это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках):
= общие (утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут»)
= частные (Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными»)
= единичные (единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе»).
3. Умозаключение (на основе нескольких суждений делается определенный вывод):
= индуктивное (на основе ряда частных суждений можно получить общее суждение (вывод);
= дедуктивное (распространение общего положения на частные случаи)
Операции:
1. Анализ – это мысленное разделение предметов и явлений на части.
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.
3. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. (для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение)
4. Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
5. Конкретизация – мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.
6. Абстрагирование – это мысленная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного (благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления)
7. Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).
Мышление как процесс решения задач:
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
1. Ориентировочные действия (анализ условий),
2. Исполнительные действия (выбор примеров решения),
3. Нахождение ответа (сверка решения с исходными условиями задачи).
Виды поиска решения задач:
1. поиск по средством систематических проб;
2. случайный;
3. выборочный;
4. избирательный (селективный) поиски.
Процесс формирования умственных действий:
1. Выявление ориентировочной основы действия;
2. Формирование действия в материальном виде;
3. Действие формируется в громкой речи;
4. Этап формирования действия во внешней речи про себя;
5. Формирование речи во внутренней речи.
По целям мыслительной деятельности можно выделить задачи:
- распознавания,
- конструирования,
- объяснения,
Типология суицидов
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого сост ...
Современная классификация стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский[24].
Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и ...
Выявление творческих способностей младших
школьников
Про уровень творческих способностей учащихся можно сделать вывод, в первую очередь, по их достижениям в процессе обучения, во внеклассной работе. Но важно своевременно выявить творческий потенциал, который является лишь возможностью творческих успехов. Необходимо систематически тренировать и развивать способности, не выжидая подходящего ...
