Основные методологические принципы научной психологии
Страница 3

Основы психологии » Основные методологические принципы научной психологии

Системный подход – основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана с характером взаимодействия между элементами. На первый план выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений.

Сущность системного подхода находит выражение в следующих положениях, помогающих установить свойства системных объектов и совершенствовать их.

- Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой.

- Расчленение целого, приводящее к выделению элементов. св-ва эл-тов зависят от их принадлежности к опред. системе, а св-ва системы не сводятся к св-вам ее эл-тов.

- Все эл-ты системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данной системы системообразующую связь.

- Совокупность эл-тов дает представление о структуре и организации системных объектов.

- Специальным способом регулирования связей между эл-тами системы и тем самым изменений и самих эл-тов является управление, включающее постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов.

Принцип через теорию деятельности: Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента:

1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала У сознания, а «раскрывается» в действии.

2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения.

3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности).

4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Страницы: 1 2 3 


Понятие способностей. Способности и задатки
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Развитие способностей происходит поэтапно. Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения ...

Экспериментально-психологическое обследование
Прежде чем перейти к описанию методов, которые используются в медицинской психологии, следует остановиться на основных этапах экспериментально-психологического обследования. На подготовительном этапе формулируется вопрос (гипотеза), на который необходимо найти ответ. Чаще всего это вопрос о дифференциальной диагностике, о причинах или ...

Предмет и задачи общей психологии
Психология — это наука о психике и психических явлениях. Психика– это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность жи ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru