Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений
Страница 1

Основы психологии » Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений

Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущении человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Ощущение - это не только компонент чувственного образа, но так же деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущения с физиологической точки зрения представляют деятельность: рецепторов, воспринимающих раздражения; проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий; центральных корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. Суть О состоит в отражении отдельных св-в предмета. Физиол основой О является деят-ть сложных комплексов анатомических структур – анализаторов (Павлов). Каждый анализатор состоит из 3 частей: 1) периферический отдел – рецептор (ф-ция – трансформация внешн энергии в н/процесс), 2) проводящие н/пути, 3) корковые/центральные отделы анализатора (ф-ция – переработка н/импульсов из периферии). Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию орана чувств. Анализатор – активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому О не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты (вегетативные, мышечные р-ции). О является не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций (напр, чувственный тон – О запах розы и запах сероводорода).

Рассмотрим классификации ощущений. Первая и самая простая классификация различает ощущения по модальности:

. Классиф-ция видов О и их хар-ка. Существуют различные подходы к классиф-ции О.

· по критериям несводимости или модальности (Гален) – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое, вестибулярное

· по виду энергии (Вундт) – механорецепция, хемарецепция, фоторецепция, терморецепция

А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам -систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).

Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: 1. интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма); 2. проприооцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений); З. экстероцептивные ощущения (обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения):

a) контактная перцепция — воспринимаемый объект локализуется на поверхности тела;

b) дистантная перцепция - переживание отсутствия физического контакта с воспринимаемым объектом.

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

а) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к котфой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); б) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Каждое ощущение включает в себя полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой - в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, с одной стороны, аффективных, с другой - перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве.

Страницы: 1 2 3


Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются: · разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения; · неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются); · разлад между ожиданиями и поступками людей; · недоразумения, лог ...

Межличностные отношения в юношеском возрасте. Особенности взаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей.1 Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, кото ...

Проведение методик для выявления влияния стиля педагогического общения на проявление дезадаптации школьников. Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информац ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru