Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений
Страница 3

Основы психологии » Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений

Величина АП характеризует абсолютную чувствит-ть. Чем слабее раздражитель, вызывающий О, тем выше чувствит-ть. Т.о. абсолютная чувствит-ть (Е) численно равна величине, обратно пропорциональной АПО (Р): [Е=1/Р]. Различные анализаторы обладают разной чувствит-тью. Абсолютная чувствит-ть анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога О. Величина этих порогов изменяется взависимости от разных условий: хар-ра деят-ти, возраста, ф-ционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

Др хар-ка чувствит-ти – это чувствит-ть к различию или относительная, разностная, т.к. это чувствит-ть к изменению раздражителя. Для того, чтобы почувствовать минимальное различие в хар-ках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на опред величину, а то минимальное различие м/ду раздражителями, кот дает едва заметное различие О, называют порогом различения. Он определяется соотношением ДI (величина, на кот должен быть изменен исходный, уже породивший О стимул, чтобы чел заметил, что он действительно изменился) и I (величина соответствующего стимула). Исследования показали, что относительная величина является постоянной для конкретного анализатора. Т.о. порог различения имеет постоянную относительную величину, т.е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражителю, чтобы получить едва заметное различие в О (закон Бугера-Вебера, где постоянная величина, характеризующая порог различия О, называется константой Вебера). Основываясь на экспер-х данных Вебера, Фехнер сформулировал закон: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то О будут расти в арифметической, или интенсивность О растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя [S=K*LgI+C] – основной психофизич закон, или закон Вебера-Фехнера.

Через 50 лет Стивенс сделал вывод, что этот закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Считал, что для О (сенсорное простр-во) характерно то же отношение, что и для простр-ва стимулов. Следует, что соотношение м/ду минимальном возможном изменении наших О и первичным О есть величина постоянная. Спор, какой закон более точный, не разрешен. Забродин снял противоречие м/ду законами Стивенса и Фехнера – обобщенный психофизич закон. Однако, как бы ни решалось это противоречие, законы Стивенса и Фехнера достаточно точно отражают суть изменения О при изменении величины раздражения:

1. О меняются непропорционально силе физич стимулов, действующих на органы чувств.

2. Сила О растет гораздо медленнее, чем величина физич стимулов.

Далее Стивенс пересмотрел закон Фехнера. Он вывел два постулата: любой человек может сравнивать свои ощущения по интенсивности и все, что можно назвать прилагательным в сравнительной степени, можно измерить. Стивенс пришел к выводу, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса.

Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние. Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю.

А.В. Петровский выделяется три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация.

С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражения (обострение ощущения холодного после горячего).

Еще одно свойство ощущений - сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов (например, усиление ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности).

Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающее промежуточное положение между традиционными модальностями. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Другим примером служит «шестое чувство» слепых. Развитие интермодальных ощущеций, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Страницы: 1 2 3 


Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...

Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержа ...

Методы профилактики стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и м ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru