Психолого-педагогические рекомендации. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
Страница 1

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Психолого-педагогические рекомендации. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры

В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование.

Программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась в течение последних 10-15 лет. За это время апробировались разные варианты, в результате сформировались основные сквозные линии программы, определились принципы ее организации, наработался репертуар форм и приемов практической реализации программы.

Прошедшее 10-летие многое изменило в восприятии проблемы информационной культуры. Серьезно изменилась структура информационных ресурсов; в практику взаимодействия с информацией вошли новые информационные технологии; реальностью школьной жизни стали наукоемкие и информационноемкие формы учебной деятельности – все это потребовало иного уровня информационных знаний и навыков, иного их состава и сочетания. Значительно изменился и сам реципиент информационных знаний – ребенок, подросток рубежа третьего тысячелетия. Иной стала его система приоритетов и ценностей, общий информационный багаж, операционные возможности.

Все обозначенные реалии наложили свой отпечаток на формирование данного программного проекта.

Библиотеки должны исходить из того, что программированию подлежат все основные уровни информационной культуры:

· социальный;

· психологический;

· операционно-технологический;

· коммуникативный

в том их сочетании, которое наиболее целесообразно для каждой возрастной ступени.

Таким образом, принцип комплексности и интегративности становится для программы библиотек одним из основополагающих. Реализуется он сочетанием в каждом блоке программы основных ее содержательных линий; привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы.

Принцип адаптивности видится также одним из ведущих в практической реализации программы. При этом адаптивность понимается, как способность быстро реагировать и гибко приспосабливать свои программные установки к динамично меняющимся социокультурным условиям, общевозрастным и индивидуальным особенностям школьников, пользователей библиотек.

Очевидно, что соотношение и сочетание тем в каждой возрастной параллели будет разным в каждой отдельной региональной ситуации, и будет зависеть от исходного уровня информационных знаний и навыков школьников, степени актуальности для них тех или иных программных позиций. В этом смысле предварительные исследования, предшествующие внедрению программы, видятся как необходимые и обязательные для получения эффективного результата.

Плотность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представляется делом весьма непростым. Преодоление, в этом случае, возможной реакции отторжения и агрессии мы связываем с активным использованием в своих программных установках принципа действенной включенности. В программе заложены позиции, согласно которым школьники выступают не только восприемниками информации, но на каждой ступени получают множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации. В структуре программы, таким образом, деятельностные формы работы превалируют над чисто знаниевыми.

Используется и хорошо зарекомендовавший себя в библиографической практике и практике формирования библиотечно-библиографических знаний, принцип концентричности. Темы, базисные для формирования багажа информационной культуры личности, повторяются на каждой ступени с определенным приращением – знаниевым или операционным.

Наконец, одним из ключевых при определении содержания и структуры данной программы, был принцип целостного подхода. Исходная позиция – формировать не отдельные информационные умения и навыки, а личность читателя в целом, апеллируя к сфере читательских потребностей и интересов, к читательскому самовыражению и поведению, к читательскому творчеству.

Итак, сформулируем целевые посылы этой программы. В их числе выделяются, как основные, следующие:

· формирование читателя «информационного века», информационного общества;

· развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков – в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению;

Страницы: 1 2


Мыслительные операции
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения. Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несуществен ...

Пристальное внимание меню
Безусловно, очень важную роль играет питание беременной женщины. Оно должно быть полноценным и насыщенным натуральными витаминами. Нужно, чтобы в вашем рационе ежедневно присутствовали кальций и фторсодержащие продукты, которые больше других необходимы для формирования здоровых зубов у будущего малыша. Источником кальция служат не тольк ...

Психолого-педагогические рекомендации. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование. Программа формирования основ информационной ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru