Конфликт и его психологическая характеристика.
Страница 1

Психология » Психология профессионального общения » Конфликт и его психологическая характеристика.

Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внут­ренних противоречий. В некоторых ситуа­циях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий на­личие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью - возникает межличностный конфликт.

Социальная значимость конфлик­та различна и зависит от ценностей, которые лежат в основе межличностных отношений. Конфликтными становятся иногда взаимоотношения двух старшеклассниц, оказавшихся сопер­ницами, равно претендующими на внимание юноши. Харак­тер конфликта приобретает столкновение двух товарищей, один из которых совершил бесчестный поступок. Очевидно, что общественная оценка причин и характера этих конфлик­тов будет существенно различаться.

В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия “конфликт”. Но это явление достаточно широко распространено и известно каждому сотруднику ОВД, впрочем, как и любому человеку.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) понимается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, установок, мнений, взглядов и способов действий и (или) представлений о них по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Исходным положением для анализа конфликтов в деятельности сотрудников ОВД является такое понимание конфликтов, при котором конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем, а вследствие этого явление неизбежное и нормальное.

Однако наличие только противоречий для развития конфликта недостаточно. Во-первых, эти противоречия должны быть достаточно значимыми, во-вторых, для возникновения конфликта кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу, которая проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на овладение каким-либо объектом и ущемляющих действия другой стороны и если эта другая отвечает тем же, то только тогда конфликт развивается. Эти действия называются инцидентом. Конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Конфликтная ситуация может существовать задолго до инцидента, может быть заложена в структуре организации или ситуации. Следует оговориться применительно к деятельности сотрудников ОВД, что понятие столкновение применительно к конфликту не буквально, а метафорично. Здесь точнее следует говорить о таком взаимодействии сотрудника ОВД с иными лицами, в котором их действия приобретают характер противодействия.

При анализе конфликтов выделяют 4 основных категориальных группы:

- структура конфликта;

- его функции;

- динамика;

- типология конфликтов.

Рассмотрим кратко каждую из них.

Структура конфликта. Существуют различные понимания структуры конфликта. Л.А.Петровская в структуре конфликта выделяет следующие понятия:

- стороны (участники) конфликта;

- условия протекания конфликта;

- образы конфликтной ситуации;

- возможные действия участников конфликта;

- исходы конфликтных действий.

В психологической структуре конфликтов И.Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:

1. Познавательные компоненты: взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способы переработки информации и принятия решений; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность, самопознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний участников.

3. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадений позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта обязательно включается и предмет конфликта - то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта - всегда внутренняя психологическая причина его. Он может быть как материальным, так и идеальным, а также должен быть достаточно значимым для участников конфликта, хотя эта значимость может быть и ситуативной.

Конфликт, а всегда ли это плохо? Конфликты неизбежны в деятельности сотрудников ОВД. Конфликт может выполнять различные функции. Он может выполнять деструктивную (негативную) функцию и тогда следствие конфликта - отрицательные результаты деятельности или распад группы. Часто это происходит, когда пытаются манипулировать людьми, искусственно вызывают конфликты, добиваясь своих целей и часто получая противоположные результаты.

Страницы: 1 2 3


Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
1. Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Норман Триплет в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и ...

Клиент-центрированное мышление
Линию такого развития можно наглядно проследить на материале исторических тенденций развити маркетинга на протяжении последних десятилетий. От сбытовой - к клиент-центрированной ориентации в маркетинге. Крупнейший современный специалист в этой сфере доктор Филипп Котлер обнаружил, что одной из важнейших тенденций здесь оказывается отче ...

Результаты исследования. Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева (Приложение 1)
Сотрудники охранно - конвойной службы Исследование выявило в целом средние показатели по шкале 1 Открытость у сотрудников охранно - конвойной службы (5,7). У 28% сотрудников этот показатель низкий; у 44 % высокий; у 28 - средний. Показатели по шкале 2 "Самоуверенность" в целом средние - 5,68. Низкие показатели у 36 % ; у 44 ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru