Конфликт и его психологическая характеристика.
Страница 2

Психология » Психология профессионального общения » Конфликт и его психологическая характеристика.

Все зависит от направления конфликта, его вектора со знаком минус или плюс. Поэтому конфликт может выполнять и конструктивную (позитивную) роль. Конфликт может быть вызван неудовлетворением между должным и имеющимся, что подвигает человека на самосовершенствование. Например, слушатель или сотрудник в профессиональном плане неудовлетворительно подготовлен, а сам не задумывается об этом - это порождает конфликт с коллегами, руководством, преподавателями. Обострение отношений заставляет человека задуматься и примерно в трети случаев ведет к значительному изменению поведения, совершенствованию, а в конечном итоге - к снятию конфликта.

Отсюда можно говорить о восстановительной функции конфликта. Это те случаи, когда постановка задач, достаточно трудных, развивающих, вызывает активизацию психических процессов, приводит к формированию необходимых, профессионально-значимых умений и навыков.

Конфликт может выполнять и зондирующую функцию. Сотрудник для выяснения обстоятельств может обострять конфликт с целью выявления причастности (осведомленности) к событию, интересующих ОВД моментов, что показывает аргументация противодействующих лиц, их психические состояния и реакции, занимаемые позиции, демонстрируемые установки и способы действий. При этом также проявляются психические качества и свойства оппонентов для корректировки психологического воздействия, оказываемого на них в целях решения служебных задач.

Источником эмоционального конфликта могут быть личностные качества оппонентов вплоть до психологической несовместимости, когда существует два выхода: разъединение оппонентов, исключающее взаимодействие (разрушение брака, например) или полная психологическая перестройка их. Деловой конфликт всегда в основе имеет какой-либо материальный или духовный объект.

Определение предмета борьбы и его значимость дает возможность прогнозировать поведение противоборствующих стороны, так как предмет борьбы является одним из факторов, определяющим это поведение. Например, нежелание нести уголовную ответственность, давать информацию, желание получить привилегии, не выданную заработную плату и т.д.

Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют от двух до семи стадий его развития. Основные:

1). предконфликтная стадия;

2). стадия, связанная с возникновением объективной

конфликтной ситуации;

3). интеллектуальный этап развития конфликта;

4). критический (эмоциональный) этап;

5). спад напряженности в противодействии;

6). сопоставление официальных и неофициальных оценок

поведения;

7). разрешение конфликта, в том числе выход из него

одной из сторон.

Впрочем, данная схема более типична для межличностных, позиционных, конфликтов, а не деловых. Если первые направлены на изменение взаимоотношений участников конфликтного общения, то деловые относятся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица.

Помимо типологии конфликтов, различающей межличностные и деловые, существуют и иные. В основу разных типологий конфликтов положены различные основания.

Так, в основу типологии М. Дойча положен характер объективной ситуации противоречия и понимания данной ситуации сторонами конфликта, в связи с чем он различает конфликты: подлинный, случайный или условный, смещенный, неверно приписанный, латентный или скрытый и ложный.

Различают конфликты и по другим основаниям, например:

- потенциальный и актуальный;

- конструктивный (стабилизируюший, продуктивный) и деструктивный (разрушающий(;

- прямой и опосредованный.

Мнимый или ложный конфликт обусловлен непониманием одной из сторон целей партнера. Действительный конфликт возникает тогда, когда одна из сторон нарушает правовые и нравственные нормы. При этом конфликт может быть открытым или скрытым.

В зависимости от субъекта взаимодействия в конфликте может выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), два или несколько лиц (межличностный конфликт), группы лиц (межгрупповые конфликты), организации, классы, государства, нации и иные этнические общности, религиозные конфессии (соответственно межорганизационные кофликты: классовые, государственные, этнические, религиозные).

Внутриличностные конфликты, как правило, бывают порождением амбивалентных стремлений субъекта.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Страницы: 1 2 3


Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация
Пед. д-ть – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Структура пед. д-ти включает след. компоненты: 1) конструктивный – это структурирование процессов перспективного и ...

Анализ результатов исследования
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек. Именно поэтому целью исследования является выявление уровня тревожности у дошкольников. Исследование проводилось с детьми 5-6 лет 23 и 30 марта 2010 года в ДОУ №97 г.Мурманска. В исследовании принимали участие ...

Гендерные особенности проявления лидерства у студентов
По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влиянием на нее административных мер. Это явление отражено в самой структуре студенческой группы Двойс ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru