Конфликт и его психологическая характеристика.
Страница 2

Психология » Психология профессионального общения » Конфликт и его психологическая характеристика.

Все зависит от направления конфликта, его вектора со знаком минус или плюс. Поэтому конфликт может выполнять и конструктивную (позитивную) роль. Конфликт может быть вызван неудовлетворением между должным и имеющимся, что подвигает человека на самосовершенствование. Например, слушатель или сотрудник в профессиональном плане неудовлетворительно подготовлен, а сам не задумывается об этом - это порождает конфликт с коллегами, руководством, преподавателями. Обострение отношений заставляет человека задуматься и примерно в трети случаев ведет к значительному изменению поведения, совершенствованию, а в конечном итоге - к снятию конфликта.

Отсюда можно говорить о восстановительной функции конфликта. Это те случаи, когда постановка задач, достаточно трудных, развивающих, вызывает активизацию психических процессов, приводит к формированию необходимых, профессионально-значимых умений и навыков.

Конфликт может выполнять и зондирующую функцию. Сотрудник для выяснения обстоятельств может обострять конфликт с целью выявления причастности (осведомленности) к событию, интересующих ОВД моментов, что показывает аргументация противодействующих лиц, их психические состояния и реакции, занимаемые позиции, демонстрируемые установки и способы действий. При этом также проявляются психические качества и свойства оппонентов для корректировки психологического воздействия, оказываемого на них в целях решения служебных задач.

Источником эмоционального конфликта могут быть личностные качества оппонентов вплоть до психологической несовместимости, когда существует два выхода: разъединение оппонентов, исключающее взаимодействие (разрушение брака, например) или полная психологическая перестройка их. Деловой конфликт всегда в основе имеет какой-либо материальный или духовный объект.

Определение предмета борьбы и его значимость дает возможность прогнозировать поведение противоборствующих стороны, так как предмет борьбы является одним из факторов, определяющим это поведение. Например, нежелание нести уголовную ответственность, давать информацию, желание получить привилегии, не выданную заработную плату и т.д.

Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют от двух до семи стадий его развития. Основные:

1). предконфликтная стадия;

2). стадия, связанная с возникновением объективной

конфликтной ситуации;

3). интеллектуальный этап развития конфликта;

4). критический (эмоциональный) этап;

5). спад напряженности в противодействии;

6). сопоставление официальных и неофициальных оценок

поведения;

7). разрешение конфликта, в том числе выход из него

одной из сторон.

Впрочем, данная схема более типична для межличностных, позиционных, конфликтов, а не деловых. Если первые направлены на изменение взаимоотношений участников конфликтного общения, то деловые относятся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица.

Помимо типологии конфликтов, различающей межличностные и деловые, существуют и иные. В основу разных типологий конфликтов положены различные основания.

Так, в основу типологии М. Дойча положен характер объективной ситуации противоречия и понимания данной ситуации сторонами конфликта, в связи с чем он различает конфликты: подлинный, случайный или условный, смещенный, неверно приписанный, латентный или скрытый и ложный.

Различают конфликты и по другим основаниям, например:

- потенциальный и актуальный;

- конструктивный (стабилизируюший, продуктивный) и деструктивный (разрушающий(;

- прямой и опосредованный.

Мнимый или ложный конфликт обусловлен непониманием одной из сторон целей партнера. Действительный конфликт возникает тогда, когда одна из сторон нарушает правовые и нравственные нормы. При этом конфликт может быть открытым или скрытым.

В зависимости от субъекта взаимодействия в конфликте может выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), два или несколько лиц (межличностный конфликт), группы лиц (межгрупповые конфликты), организации, классы, государства, нации и иные этнические общности, религиозные конфессии (соответственно межорганизационные кофликты: классовые, государственные, этнические, религиозные).

Внутриличностные конфликты, как правило, бывают порождением амбивалентных стремлений субъекта.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Страницы: 1 2 3


Самоэффективность: путь к совершенному поведению
В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения [Bandura, 1977a, 1989Ь, 1989с]. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической зада ...

Какие функции выполняет психика с точки зрения методологии психологии?
Психика выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире. 1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение имеет свои особенности: Это процесс постоянно развивающийся и совершенствующийся ...

Основное содержание переговорного процесса
Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами. 1. Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п. 2. Начало переговоров. На этом этапе осуществляется ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru