Конфликт и его психологическая характеристика.
Страница 3

Психология » Психология профессионального общения » Конфликт и его психологическая характеристика.

Конструктивный межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения, среди которых выделяют:

1 - соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;

2 - сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

3 - компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки;

4 - избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

5 - приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Методы погашения конфликтов делятся на прямые, косвенные и устранения причины.

В числе прямых методов можно выделить следующие:

1. Поочередное приглашение враждующих сторон, изложение им сути и причин конфликта. Не допускают наговоры, требуются только факты, а не эмоции, заверение, что будет предоставлена возможность высказать эмоции непосредственно оппоненту. После уточнения фактов - вызов обоих и объявление решения. Руководитель прям, деловит, основа - авторитет этических традиций и официальных установок, существующих в обществе. Решение арбитра - сигнал о том, что конфликт исчерпан, возвращаться к нему - значит отнимать время у занятых людей.

2. Предложение высказать претензии друг к другу при группе или на собрании. Решение принимается на основе выступлений группы или собрания и объявляется от лица группы как суждение объективное и не подлежащее дальнейшей дискуссии.

3. Если конфликт не утихает, то применяются санкции.

4. Если конфликт и после этого продолжается, то «развод» конфликтующих.

Косвенные методы погашения конфликта основываются на ряде принципов.

1. принцип «выхода чувств». Если человеку дать возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно сами собой они сменяются положительными. При этом внимательно слушать - не значит выражать согласие.

2. принцип «эмоционального возмещения». Человек, обращающийся с претензиями, должен рассматриваться как страдающее лицо. Внутренняя картина, сложившаяся у него, именно его выставляет страдальцем. Чем более он не прав, тем активнее выставляет себя перед своей совестью страдальцем. Сочувствуя, мы возмещаем его душевное состояние и апеллируем к лучшим качествам человека: уму, обаянию, выражаем недоумение по поводу «непривычного» образа действий. Но характер высказываний не лесть, а сочувствие.

3. принцип «авторитетного третьего». Доведение до одного из конфликтующих положительного суждения о нем его оппонента через третьего незаинтересованного, пользующегося авторитетом лица.

4. принцип «обнажения агрессии». Намеренное обострение конфликта высказываниями, ситуацией, на людях в замаскированной форме: диспут, состязание, игра.

5. принцип «принудительного слушания оппонента». Высказывание претензий в присутствии друг другу, затем следует инструкция: «Каждый, прежде чем ответить оппоненту должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Здесь заостряется внимание на том, чтобы слушать оппонента. Фиксация внимания на слушании друг друга, так как конфликтующие часто не слышат друг друга, а слушают только себя, что обостряет конфликт.

6. принцип «обмена позиций». Предложение встать на место оппонента и от его имени высказать претензии к себе. Прием побуждает конфликтующих взглянуть на конфликт глазами друг друга. Этот прием имеет универсальное действие.

7. принцип «расширения духовного горизонта» конфликтующих заключается в показе ситуации, ее невыгодности, демонстрации перспектив. Он приводит к представлению о неконструктивности конфликта и поиску его разрешения.Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность или напористость.

Страницы: 1 2 3 


Сравнительное описание свойств личности II фактора
Социально-психологические особенности: экстраверсия - интроверсия A-, F-, H- Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия. A-, F+, H- Сдержанность в установлении как межличностных, так и с ...

Описание процедуры исследования
Взрослость – это самый продолжительный период жизни человека, длящийся от окончания юности до начала старости. Изучать этот возраст лучше с использованием его деления на отдельные периоды. А при изучении жизненных перспектив это является необходимым условием. Теоретический анализ проблемы взрослого возраста показал нам, что существует м ...

Причины нарушений интеллектуального развития у детей
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отста ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru