Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом

Психология » Психология как научная дисциплина » Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной д-ти и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися. А также внутри учебного коллектива; психологические основы самой педагогической д-ти (психология учителя). Сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно исторического опыта, зафиксированного в предметах материальное и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной д-ти человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. П.п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования л-ти). Основные положения теории РубинштейнаС. Л. Рубинштейн проводит различение процессов: накопления опыта, овладения знаниями, умениями и навыками; приобретения способностей. Процесс накопления знаний и умений называется учением, а процесс приобретения способностей – развитием. Учение как специальная деятельность играет ведущую роль в освоении знаний и умений. Выделял 3 основных вида деятельности человека: трудовая деятельность: осуществляется для получения продукта, игровая деятельность: осуществляется для воспроизведения себя самой, учебная деятельность: осуществляется для овладения трудовой и игровой деятельностями. Компонентом любой деятельности субъекта является психика: мотивационные процессы, эмоциональные процессы, познавательные процессы и их результаты: желания, побуждения, переживания, образы и знания. Психические мотивационные и эмоциональные процессы выполняют в деятельности побуждающую и направляющую функцию. Психические познавательные процессы являются подготовительными, планирующими, афферентирующими, ориентирующими и регулирующими. Познавательные процессы имеют результатом знания об объекте деятельности и план, программу воздействий и преобразований объекта. Акты деятельности подразделяются на: деятельность (в узком смысле), действия, операции. Деятельности имеют более общие мотивы и цели, действия – частные мотивы и цели, операции – акты, на которые распадается действие. В связи с анализом структуры деятельности С. Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу психика функционирует, проявляется и изменяется, формируется в деятельности. Деятельность регулируется и направляется психикой, сознанием. Психика и деятельность составляют неразрывное целое. Общую структуру познания С. Л. Рубинштейн рассматривает по схеме движения от конкретного к абстрактному и восхождения от абстрактного к конкретному. Познание начинается с чувственного отражения явлений, продолжается как абстрактное мышление и заканчивается объяснением конкретного. Чувственное отражение объектов на уровне явлений дает знание суммарного эффекта их различных взаимодействий с другими объектами. В мышлении этот суммарный эффект подвергается анализу, выделяются внутренние свойства вещей, их сущность и на этой основе осуществляется выведение и объяснение исходных чувственно данных свойств вещей.В основе описанных выше компонентов структуры познания лежат обобщенные познавательные процессы. Выделяются 4 вида таких процессов: анализ, синтез, абстракция, обобщение.


Волевое действие
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема. Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов: ...

Методы исследования профессионально-важных качеств сотрудников МВД
В своей основе, все методы исследования профессионально-важных качеств сотрудников МВД можно структурировать на 2 группы: фундаментальные; узко-специальные. К первому ряду методов для исследования сотрудников МВД можно отнести многоориентированные методики: тест MMРI2, 16ФЛО Р. Кеттела, Калифорнийский опросник CPI и FPI, в связи с те ...

Культура
Культура представляет собой положительный потенциал, уровень прогресса в развитии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве совокупности материальных и духовных ценностей. Рис. 6. Культура в системе социальных категорий Рис. 7. Структура соц ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru